Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3 4

На рисунке 59 изображен Орест на коленях перед Минервой, которая стоит в шлеме и с копьем в руке; сбоку виден Аполлон, защищающий Ореста от двух фурий, у которых в руках змеи. В Неаполитанском музее находится античная ваза с изображением Ореста, которому фурии показывают зеркало с отражением в нем головы Клитеместры (рис. 60).


Но эринии не соглашаются выпустить свою добычу; они упрекают Аполлона в том, что он покровительствует матереубийце, называют бога выскочкой, узурпатором Олимпа, жалуются, что он осмеливается нарушать вековечную власть судьбы (рока). Аполлон не может покинуть несчастного, прибегнувшего к его милосердию; он посылает его к Минерве (Афина-Паллада). Орест, держа в руках оливковую ветвь, приходит в храм богини умолять ее (рис. 61). Фурии продолжают преследовать его и там. Орест рассказывает богине, что Аполлон уже очистил его, но что страшные эринии не признают этого новшества и протестуют против него (рис. 62); тогда сама Минерва — богиня мудрости — поставлена в недоумение, как ей примирить правосудие с милосердием. Она на вершине одной горы, называемой Ареопагом, созывает совет афинских мудрецов и предоставляет им право рассудить дело Ореста, и это послужило началом совета старцев, сохранившего название ареопаг. Когда мудрецы порешили баллотировать этот вопрос посредством белых и черных шаров, она положила белый шар и тем освободила Ореста от преследований эриний.


Рис.61.  Орест перед статуей Минервы. С античной вазы.

Рис.61. Орест перед статуей Минервы. С античной вазы.


Но ему надо было еще принести очистительную жертву. Минерва и Аполлон посылают его в Херсонес Таврический добыть из храма статую Артемиды (Дианы) и привезти ее в Грецию. В сопровождении верного Пилада отправился Орест в Тавриду, но, лишь только они пристали к берегу, их схватили, и, по обычаю страны, они, как чужестранцы, должны были быть принесены в жертву Диане; их ведут в храм, где главная жрица Ифигения узнает в Оресте своего брата (рис. 63). Ифигения спасла брата и Пилада от смерти и вместе с ними и со статуей Дианы уезжает в Грецию.


Рис.62.  Фурии (эринии) перед Минервой и Аполлоном. По композиции Флаксмена.

Рис.62. Фурии (эринии) перед Минервой и Аполлоном. По композиции Флаксмена.


Весь этот миф, а в особенности суд над Орестом, интересен в том смысле, что указывает, какое значение начинают принимать в греческой мифологии очистительные жертвы посредством религиозных обрядов, которые омывают грешников, подобно тому как впоследствии у христиан крещение очищает все грехи мира.


Рис.63.  Ифигения узнает Ореста и Пилада.

Рис.63. Ифигения узнает Ореста и Пилада.




1 2 3 4