Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3 4

Агамемнон отправился на войну; этим воспользовался Эгисф: он является к Клитеместре, рассказывает ей о том, как обманул ее Агамемнон относительно дочери, говорит ей о невозможности возвращения ее мужа, согласившегося принять участие в такой страшной войне, обольщает ее и поселяется во дворце. Проходит несколько лет, и вдруг Эгисф и Клитеместра видят зажженные огни, возвещающие возвращение Агамемнона. Клитеместра делает вид, что радуется такому известию, и отправляет навстречу мужу посланного, поручив ему приветствовать героя следующими словами: «Иди, скажи Агамемнону — пусть поспешит он на призыв своего народа; на пороге своего дома он найдет свою жену такою, какою он ее оставил,— верною, подобно сторожевой собаке, охраняющею семейный очаг, преданною ее господину и враждебной его врагам. Может ли быть для женщины более счастливый день, чем тот, в который она после окончания войны отворяет дверь своего дома мужу; сохраненному богами!» (Эсхил). Когда Агамемнон появляется, она приказывает разостлать под его ноги пурпур и одежды. Она приветствует Кассандру, дочь Приама, пленницу Агамемнона, и говорит ей: «Покорись добровольно своей участи и сойди с колесницы. Для тебя, жизнь которой подверглась таким превратностям, должно считаться счастьем, что ты попала к господину, издавна обладаю­щему богатствами. Выскочки же, получившие неожи­данно богатую жатву, бывают обыкновенно дерзки и жестоки с рабами. Здесь ты попала в дом, в котором никто ни в чем не терпит нужды» (Эсхил).


Рис.57.  Эгисф и Клитеместра. С картины Герена. Париж, Лувр.

Рис.57. Эгисф и Клитеместра. С картины Герена. Париж, Лувр.


Но Кассандра не слушает ее: она — пророчица и видит заранее все, что произойдет. Она говорит, что слышит эриний, запевающих их страшную песнь, видит Оргию, сидящую у этого очага, слышит запах крови и преступления; она знает, что ей суждено пасть от ножа убийцы, но она также знает, что боги не оставят безнаказанно это преступление; она предсказывает, что сын будет убийцей матери, мстя за смерть отца. Начинается пир, все ликуют во дворце, но вскоре раздаются крики ужаса и страдания: это Клитеместра, вооруженная топором, убивает мужа и Кассандру (рис. 56).


На знаменитой картине Герена в Лувре изображено, как Эгисф уговаривает Клитеместру совершить убийство и вкладывает ей кинжал в руку (рис. 57).


Рис.58.  Электра во главе хора молодых девушек несет дары на гробницу Агамемнона. По Флаксмену.

Рис.58. Электра во главе хора молодых девушек несет дары на гробницу Агамемнона. По Флаксмену.


У Агамемнона была дочь Электра (Лаодика), которая присутствовала при убийстве отца, но она даже не может с честью похоронить его и приходит только тайно оплакивать его на его одинокую заброшенную могилу (рис. 58). Опасаясь, что ее малолетнего брата Ореста может постигнуть участь отца, она тайно отсылает его в Фокиду к царю Строфию, его дяде по отцу; там он растет вместе с сыном царя Пиладом.


Рис.59.  Орест умоляет Минерву.

Рис.59. Орест умоляет Минерву.


Дельфийский оракул приказывает юноше Оресту отправиться в Микены отомстить за смерть отца. Верный своему другу, Пилад не захотел его покинуть, и они отправились вместе, повинуясь оракулу. Придя в Микены, Орест отыскивает могилу отца и приносит в память его жертву — локон своих волос. По этой жертве узнает брата Электра, ибо кто другой, как не сын, решился бы принести такую жертву памяти убитого, имя которого запрещалось даже произносить! Брат и сестра сговариваются о том, как отомстить за отца. Орест вместе с Пиладом проникают во дворец под видом странников, желающих сообщить известие о смерти Ореста. В то время как Клитеместра не может скрыть своей преступной радости, что смерть избавила ее от сына, в котором она предчувствовала мстителя, Орест убивает ее, а Пилад — Эгисфа. Таким образом, людское мщение свершилось, но боги не могут потерпеть столь страшного преступления, как убийство матери. Страшные фурии бросаются на Ореста, окружа­ют его; он бежит, спасаясь от них, но они настигают его и мучают, помрачают его рассудок и доводят до бешенства. Он спасается в храме Аполлона в Дельфах и умоляет бога очистить его от преступления: ведь оракул повелел ему совершить это преступление, и он просит спасти его от фурий.


Рис.60.  Орест и фурии. С античной вазы. Неаполь.

Рис.60. Орест и фурии. С античной вазы. Неаполь.




1 2 3 4