Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Немесида, богиня мести, исполняла в аду почти такую же роль, как Геката; она изображалась с согнутой в локте рукой, чем намекалось на локоть, меру длины в древние века: «Я, Немесида, держу локоть. Зачем, спросишь ты? Потому что я напоминаю всем, что не надо превышать меры» (рис. 50).


Рис.49.  «Тройственная» Геката.

Рис.49. «Тройственная» Геката.


Павсаний описывает картину художника Полигнота, изображающую царство ада: «Прежде всего, вы видите реку Ахеронт; берега ее покрыты тростниками; в воде видны рыбы, но это скорее тени рыб, нежели живые рыбы. На реке лодка; в лодке гребет перевозчик. Нельзя хорошенько различить, кого перевозит Харон. Но невдалеке от лодки Полигнот изобразил ту пытку, которой подвергается жестокий сын, осмелившийся поднять руку на отца: она состоит в том, что собственный отец его вечно душит. Подле этого грешника стоит нечестивец, осмелившийся грабить храмы богов; какая-то женщина смешивает яды, которые должен он вечно пить, испытывая при этом страшные мучения. В те времена люди чтили и боялись богов; поэтому художник поместил в аду нечестивца, как одного из страшнейших грешников».


Рис.50.  Немесида. С античной статуи. Музей Пио-Клементино.

Рис.50. Немесида. С античной статуи. Музей Пио-Клементино.


Почти не сохранилось в искусстве изображения языческого ада, и только из описаний поэтов знаем мы о некоторых грешниках и о пытках, которым они подвергались за свои преступления,— например, Иксион, Сисиф, Тантал и дочери Даная — данаиды. Иксион оскорбил Юнону, за что был привязан змеями к колесу, которое вечно вертелось. Разбойник Сисиф должен был вкатывать огромную скалу на вершину горы, но лишь только скала дотрагивалась до этой вершины, как невидимая сила сбрасывала ее в долину, и несчастный грешник, обливаясь потом, должен был вновь начинать свою трудную, бесполезную работу. Тантал, царь лидийский, вздумал испытать всеведение богов. Он пригласил их на пир, зарезал своего родного сына Пелопа, приготовил из него кушанье, думая, что те не узнают, какое ужасное блюдо стоит перед ними. Но только одна Церера (Деметра), удрученная горем вследствие исчезновения дочери Прозерпины, съела нечаянно кусок плеча. Юпитер приказал Меркурию собрать куски, соединить их вновь и оживить ребенка, а недостающее плечо сделать из слоновой кости. Тантал за его каннибальский пир был приговорен стоять по горло в воде, но лишь только он, мучимый жаждой, хотел напиться — вода уходила от него; над головой его висели ветки с прекрасными плодами; стоило ему, голодному, протянуть к ним руку, как они поднимались до небес.


Рис.51.  Данаиды. С картины Мозеса

Рис.51. Данаиды. С картины Мозеса


Одна из самых интересных пыток, которую при­думало богатое воображение греков, та, которой были подвергнуты дочери Даная. Два брата, потомки несчастной Ио, Эгипт и Данай, имели: первый — пятьдесят сыновей, а второй — пятьдесят дочерей. Недовольный и возмутившийся народ, подстрекаемый сыновьями Эгипта, заставил Даная удалиться в Аргос, где он научил народ рыть колодцы, за что был избран царем. Вскоре в Аргос пришли сыновья его брата; они стали добиваться примирения с дядей и пожелали взять его дочерей себе в жены. Данай, видя в этом возможность сразу отомстить своим врагам, согласился, но уговорил своих дочерей убить в брачную ночь мужей. Все, кроме одной, Гипермнестры, исполнили приказание отца, принесли ему отрубленные головы мужей и похоронили их в Лерне. За это преступление данаиды были приговорены в аду вечно наливать воду в бочку, не имеющую дна. Полагают, что миф этот как бы намекает на то, что данаиды олицетворяют реки и источники той страны, высыхающие там каждое лето. Античный барельеф, сохранившийся до наших дней, изображает пытку, которой подвергаются данаиды (рис. 51).


Противоположностью страшному аду являются Елисейские Поля, местопребывание безгрешных. Там, по описанию Вергилия, леса вечно зеленые, поля покрыты роскошными жатвами, воздух чист и прозрачен. Одни тени на мягкой зеленой траве упражняют свою ловкость и силу в борьбе и играх, другие, ритмично ударяя палками о землю, скандируют стихи. Орфей, играя на лире, извлекает из нее гармоничные звуки. Тени также лежат под сенью лавровых деревьев и прислушиваются к веселому журчанию прозрачных источников. Там, в этих блаженных местах, находятся тени раненых воинов, сражавшихся за отечество, жрецов, сохранивших всю жизнь целомудрие, поэтов, которых Аполлон вдохновлял, всех, кто посредством искусства облагораживал людей, и тех, благодеяния которых оставили память о себе, и все они увенчаны белоснежной повязкой безгрешных.




1 2