Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Ад (тартар)

По поверью древних народов, на земном шаре были такие страны, где царила вечная ночь, и солнце никогда не восходило над ними, и в такой стране поместили они вход в ад — подземное царство Плутона. Ад орошали две реки: Ахеронт и Стикс. Именем этой последней реки клялись боги, произнося клятвы, и эти клятвы считались ненарушимыми и страшными. Стикс катил свои черные волны среди безмолвной долины и девять раз огибал ад. Ахеронт, грязная и мутная река, охранялся перевозчиком Хароном. Его описывают в таком виде: в грязной одежде, с нечесаной длинной белой бородой, он одним веслом управляет своей лодкой, в которой перевозит тени умерших, тела которых на земле уже погребены; лишенных же погребения он безжалостно отталкивает, и тени эти осуждены вечно странствовать, не находя покоя (Вергилий).


Древнее искусство так редко изображало Харона, что тип его стал известен только благодаря поэтам. Но в средние века мрачный перевозчик фигурирует на некоторых памятниках искусства; Микеланджело поместил его в своем знаменитом произведении «День Страшного суда», изобразив его перевозящим грешников. За провоз надо было платить, и верование это так укоренилось, что мертвым клали в рот обол для расплаты с Хароном. Лукиан насмешливо замечает: «Людям не приходило в голову, в ходу ли эта монета в подземном царстве, а также они не соображали того, что лучше было бы не давать этой монеты умершим, потому что тогда их бы не захотел перевозить Харон и они могли бы вновь вернуться к живущим».


Как только тени умерших были перевезены через Ахеронт, на другом берегу встречал их Кербер, или адский пес, обладающий тремя головами, лай которого так устрашал умерших, что отнимал у них даже всякую мысль о возможности возврата туда, откуда они прибыли. Затем тени должны были предстать перед Плутоном (Аид), царем ада (рис. 47), и Прозерпиной, его супругой. Но Плутон не судил мертвых, это исполняли подземные судьи: Минос, Эак и Радаманф. По словам Платона, Эак судил европейцев, Радаманф — азиатов (его всегда изображали в азиатском костюме), а Минос должен был, по повелению Зевса, судить и решать сомнительные случаи.


Рис.47.  Плутон. С античной статуи.

Рис.47. Плутон. С античной статуи.


Прекрасно сохранившаяся живопись на одной античной вазе изображает царство Плутона (рис. 48): посреди находится дворец Плутона; властелин пре­исподней сидит на троне, держа в руке скипетр; подле него стоит Прозерпина с зажженным факелом в руке; наверху, по обе стороны дворца, изображены праведни­ки; ниже: направо — Минос, Эак и Радаманф, налево — Орфей играет на лире, внизу же находятся грешники, среди которых можно узнать Тантала по его фригийской одежде и Сисифа по скале, которую он катит.


Рис.48.  Царство Плутона. С античной вазы.

Рис.48. Царство Плутона. С античной вазы.


Прозерпине не было дано активной роли в аду. Адская богиня Геката призывала мстительных фурий (эвменид), которые овладевали грешниками. Геката была покровительницей волшебства и заклинаний; ее изображали в виде трех соединенных вместе женщин: этим как бы поясняется, что власть ее распространялась на небо, землю и ад (рис. 49). Первоначально Геката не была богиней ада, но она подарила Европе румяна и тем как бы вызвала восхищение и любовь Юпитера. Ревнивая Юнона стала ее преследовать. Геката должна была укрыться от нее под погребальной одеждой и тем сделалась нечистой. Юпитер приказал очистить ее в водах Ахеронта, и с тех пор она стала богиней подземного царства.




1 2