Ад (тартар)По поверью древних народов, на земном шаре были такие страны, где царила вечная ночь,
и солнце никогда не восходило над ними, и в такой стране поместили они вход в ад — подземное царство Плутона. Ад
орошали две реки: Ахеронт и Стикс. Именем этой последней реки клялись боги, произнося клятвы, и эти клятвы считались
ненарушимыми и страшными. Стикс катил свои черные волны среди безмолвной долины и девять раз огибал ад. Ахеронт, грязная и
мутная река, охранялся перевозчиком Хароном. Его описывают в таком виде: в грязной одежде, с нечесаной длинной белой бородой,
он одним веслом управляет своей лодкой, в которой перевозит тени умерших, тела которых на земле уже погребены; лишенных же
погребения он безжалостно отталкивает, и тени эти осуждены вечно странствовать, не находя покоя (Вергилий).
Древнее искусство так редко изображало Харона, что тип его стал известен только благодаря поэтам. Но в средние
века мрачный перевозчик фигурирует на некоторых памятниках искусства; Микеланджело поместил его в своем знаменитом
произведении «День Страшного суда», изобразив его перевозящим грешников. За провоз надо было платить, и верование это так
укоренилось, что мертвым клали в рот обол для расплаты с Хароном. Лукиан насмешливо замечает: «Людям не приходило в голову,
в ходу ли эта монета в подземном царстве, а также они не соображали того, что лучше было бы не давать этой монеты умершим,
потому что тогда их бы не захотел перевозить Харон и они могли бы вновь вернуться к живущим».
Как только тени умерших были перевезены через Ахеронт, на другом берегу встречал их Кербер, или адский пес,
обладающий тремя головами, лай которого так устрашал умерших, что отнимал у них даже всякую мысль о возможности возврата туда,
откуда они прибыли. Затем тени должны были предстать перед Плутоном (Аид), царем ада (рис. 47), и Прозерпиной, его супругой. Но
Плутон не судил мертвых, это исполняли подземные судьи: Минос, Эак и Радаманф. По словам Платона, Эак судил европейцев,
Радаманф — азиатов (его всегда изображали в азиатском костюме), а Минос должен был, по повелению Зевса, судить и решать
сомнительные случаи.

Рис.47. Плутон. С античной статуи.
Прекрасно сохранившаяся живопись на одной античной вазе изображает царство Плутона (рис. 48): посреди находится
дворец Плутона; властелин преисподней сидит на троне, держа в руке скипетр; подле него стоит Прозерпина с зажженным факелом в
руке; наверху, по обе стороны дворца, изображены праведники; ниже: направо — Минос, Эак и Радаманф, налево — Орфей играет на
лире, внизу же находятся грешники, среди которых можно узнать Тантала по его фригийской одежде и Сисифа по скале, которую он
катит.

Рис.48. Царство Плутона. С античной вазы.
Прозерпине не было дано активной роли в аду. Адская богиня Геката призывала мстительных фурий (эвменид),
которые овладевали грешниками. Геката была покровительницей волшебства и заклинаний; ее изображали в виде трех соединенных
вместе женщин: этим как бы поясняется, что власть ее распространялась на небо, землю и ад (рис. 49). Первоначально Геката не
была богиней ада, но она подарила Европе румяна и тем как бы вызвала восхищение и любовь Юпитера. Ревнивая Юнона стала ее
преследовать. Геката должна была укрыться от нее под погребальной одеждой и тем сделалась нечистой. Юпитер приказал очистить
ее в водах Ахеронта, и с тех пор она стала богиней подземного царства.
|