Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

Часто даже учреждались в память умерших общественные игры,— например, Немейские игры в честь Архемора. Сохранилась ваза, на которой изображены эти игры и умерший Архемор (рис. 44). Древние народы не находили неприятным вид гробниц и надгробных памятников, — напротив, их помещали на видных местах и они служили украшением городов. В Греции, так же как и в Италии, находят развалины этих могил и памятников на самых торных дорогах. Скульптурные произведения или живописные, украшавшие эти памятники, большею частью изображали те представления, которые были у народа о другой жизни; часто встречаемые на них вакхические маски должны были напоминать, что вся человеческая жизнь — это роль, которую каждый должен исполнять во время своего земного существования. Трагическая маска, помещенная рядом с комической, указывала на то, что вся жизнь человека есть смесь горя и радости.


Рис.45.  Этрусская гробница.

Рис.45. Этрусская гробница.


Изображение битв говорило о той борьбе, которую должен был выдерживать покойный, борясь с добром и злом, и добрые и злые духи принимали в ней участие (рис. 45). Иногда же причина смерти изображалась намеками,— так, например, Аполлон и Диана, по­ражающие стрелами детей Ниобы, должны были представлять внезапную смерть; похищение Прозерпины (Персефоны) означало, что молодая девушка слишком рано сделалась жертвой смерти, а похищение Ганимеда объясняло раннюю смерть юноши.


Сохранились многие надписи на гробницах; одна из них гласит следующее: «Пепел прелестной Тинос покоится в этой могиле. Жестокие парки перерезали нити ее жизни, прежде чем Гименей зажег для нее свой факел. Все ее подруги мужественно отрезали в знак печали свои прекрасные волосы». Иногда надгробная надпись является как бы советом для живых: «Чужестранец, сиракузец Ортон советует тебе не позволять зимней ночи захватывать тебя пьяным на дороге: это было причиной моей смерти, и вот почему я, вместо того чтобы покоиться в родной земле, похоронен здесь, в стране чужой». Шутливая надпись иногда содержит в себе сожаление о том, что умерший вообще жил: «Мое имя — Дионисий из Тарса, и я покоюсь здесь, прожив шестьдесят лет. Я никогда не был женат и был бы благодарен богам, если б отец мой поступил точно так же».


Рис.46.  Переселение теней умерших в царство Плутона. С античной живописи на гробнице Тарквиния.

Рис.46. Переселение теней умерших в царство Плутона. С античной живописи на гробнице Тарквиния.


На одной из гробниц изображена сцена отправления теней умерших в царство Плутона (Аид). В верхней части композиции на колеснице, везомой двумя крылатыми гениями, из которых один белый, другой черный, сидит закутанный в белое покрывало умерший; позади колесницы идет бескрылый белый гений; в нижней части композиции идут тени умерших, неся в руках инструменты своих профессий; их сопровождают также белые и черные гении (рис. 46). Ни один из мифов не объясняет присутствия этих гениев; существует только предположение, что белые гении распределяли награды, а черные — наказания. Вера в то, что умерший, отправляясь в страну теней, мог доставлять раньше ушедшим туда известия о живых, была сильно распро­странена среди древних; верили даже в то, что умершие могли при случае исполнять различные поручения.




1 2 3