Суд Париса изображался очень часто художниками, но благодаря различию трактовки древних и новейших художников
смысл этого мифа совершенно изменился. По примитивным источникам, идея, вложенная в этот миф, была чисто нравственная и моральная:
она указывала на презрение, с которым относились греки к своим соседям-азиатам, считая их за изнеженных людей, неспособных даже
понимать мужество и доблести. Фригиец Парис, присудив яблоко Минерве, мог бы получить взамен военную доблесть и благодаря ей
упрочить независимость своей страны; дав яблоко Юноне, он мог бы получить владычество над Азией, но он предпочел страсть и
наслаждения, предлагавшиеся ему Венерой, и вот почему Троя пала и почему Греция, которой покровительствовали Минерва и Юнона,
стояла неизмеримо выше Азии.
Хотя Коллуф и другие древние писатели упоминают о том, что Венера раскрыла свои одежды перед Парисом, но художники
древних веков всегда изображали всех трех богинь совершенно одетыми. В период римского владычества Искусство продолжает изображать
богинь одетыми. Сохранилось много произведений искусств на эту тему этого периода. Новейшее искусства, напротив, постоянно
изображало и изображает всех трех богинь лишенными всяких признаков одежды. У Флаксмена одна только Венера обнажена, зато Рубенс,
Рафаэль и многие другие художники изображают всех трех богинь обнаженными, так что Парис как бы присуждает приз за пластическую
красоту. Рубенс в своей прекрасной картине «Суд Париса», для того чтобы еще больше подчеркнуть чувственный характер, который он
желал придать своему произведению, поместил на своей картине сатиров, и они, пользуясь случаем, глядят во все глаза на обнаженных
богинь, между тем, если строго придерживаться Мифологических традиций, ни один сатир не Осмелился бы смотреть с такою наглостью на
Минерву, опасаясь навлечь на себя гнев этой строгой и целомудренной богини.
|