Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Суд Париса изображался очень часто художниками, но благодаря различию трактовки древних и новейших художников смысл этого мифа совершенно изменился. По примитивным источникам, идея, вложенная в этот миф, была чисто нравственная и моральная: она указывала на презрение, с которым относились греки к своим соседям-азиатам, считая их за изнеженных людей, неспособных даже понимать мужество и доблести. Фригиец Парис, присудив яблоко Минерве, мог бы получить взамен военную доблесть и благодаря ей упрочить независимость своей страны; дав яблоко Юноне, он мог бы получить владычество над Азией, но он предпочел страсть и наслаждения, предлагавшиеся ему Венерой, и вот почему Троя пала и почему Греция, которой покровительствовали Минерва и Юнона, стояла неизмеримо выше Азии.


Хотя Коллуф и другие древние писатели упоминают о том, что Венера раскрыла свои одежды перед Парисом, но художники древних веков всегда изображали всех трех богинь совершенно одетыми. В период римского владычества Искусство продолжает изображать богинь одетыми. Сохранилось много произведений искусств на эту тему этого периода. Новейшее искусства, напротив, постоянно изображало и изображает всех трех богинь лишенными всяких признаков одежды. У Флаксмена одна только Венера обнажена, зато Рубенс, Рафаэль и многие другие художники изображают всех трех богинь обнаженными, так что Парис как бы присуждает приз за пластическую красоту. Рубенс в своей прекрасной картине «Суд Париса», для того чтобы еще больше подчеркнуть чувственный характер, который он желал придать своему произведению, поместил на своей картине сатиров, и они, пользуясь случаем, глядят во все глаза на обнаженных богинь, между тем, если строго придерживаться Мифологических традиций, ни один сатир не Осмелился бы смотреть с такою наглостью на Минерву, опасаясь навлечь на себя гнев этой строгой и целомудренной богини.




1 2