Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Начало Троянской войны. Яблоко раздора

Нереида Фетида, прекрасная статуя которой находится в Луврском музее, была самая красивая из морских богинь. Юпитер и Нептун оба желали иметь ее супругой, но, когда оракул объявил, что сын Фетиды будет могущественнее своего отца, оба бога отказались от своих притязаний на нее и решили отдать ее в супруги Пелею, потомку славного Эака, одного из судей в царстве теней. Прекрасная Фетида была очень оскорблена решением богов выдать ее за простого смертного. Она обладала способностью превращаться в разных зверей и тем приводила в ужас Пелея, который сказал об этом кентавру Хирону; тот посоветовал не обращать внимания на то, в кого обратится Фетида, и храбро накинуть на нее цепи. Лишь только нереида почувствовала на себе оковы, она покорно согласилась стать его женой и утратила способность превращаться в диких зверей.


На многих античных вазах изображена борьба Пелея с Фетидой, которая превращается то в льва, то в змею. Сохранилось также несколько античных барельефов, изображающих различные превращения Фетиды, желавшей во что бы то ни стало отделаться от многочисленных претендентов на союз с нею. На других же барельефах представлены боги, отправляющиеся на свадебный пир Пелея. Все боги были приглашены на этот пир; позабыли только пригласить на этот пир богиню раздора. Оскорбленная этим невниманием, она решила отомстить. Сорвав в Гесперидском саду золотое яблоко, она сделала на нем надпись: «Самой красивой» — и бросила его среди пирующих; тотчас же мир и согласие были нарушены. Три богини заспорили, кому из них предназначалось яблоко, и каждая доказывала свои права на него. Юпитер, несмотря на всю свою власть, не мог их помирить. Тогда он послал Меркурия за пастухом Парисом, чтобы тот присудил одной из богинь спорное яблоко.


Рис.239.  Минерва и Парис. С античной живописи.

Рис.239. Минерва и Парис. С античной живописи.


Парис был сыном Приама и Гекубы, которой приснилось за несколько дней до его появления на свет, что у нее родился вместо сына горящий факел и от этого факела сгорела Троя. Спрошенный оракул ответил, что сон ее означает, что ребенок, который родится, будет причиной погибели его родного города. Приам решил его умертвить; тотчас же после рождения Париса он призвал пастуха и приказал ему отнести сына на верхушку горы Ида и там оставить его на произвол судьбы. В продолжение восьми дней медведица приходила кормить брошенного ребенка; пастух, пораженный этим чудом, взял ребенка к себе и воспитал его.


Рис.240.  Суд Париса. По Флаксмену.

Рис.240. Суд Париса. По Флаксмену.


Став юношей, Парис отличался от своих товарищей ловкостью и необыкновенной красотой. Когда Меркурий привел его на пир богов и объяснил ему, в чем дело, Парис стал рассматривать с большим вниманием богинь, но прежде чем он пришел к какому-то ни было решению, Минерва (рис. 239) обратилась к нему со следующими словами: «Приблизься, сын Приама, ни супруга Юпитера, ни богиня любви не достойны привлечь твоего взора, пусть только одна богиня доблести и храбрости, одна Афина-Паллада заслужит твое внимание и твои похвалы. Ты, говорят, предназначен к тому, чтобы защищать стены Трои; узнай же, что я могу способствовать освобождению твоего народа и защитить тебя от ярости Беллоны. Реши в мою пользу, и я обучу тебя военному искусству, и я сравняю тебя с самыми храбрыми воинами». Едва окончила Минерва, как заговорила Юнона: «Если ты мне присудишь приз за красоту, я тебе обещаю владычество над всей Азией. На что тебе военное искусство, что значит война для властелина? Цари повелевают одинаково и самыми храбрыми, и самыми трусливыми. И не всегда любимцы Минервы занимают первые ряды». Вслед за ней подошла Венера, и, желая показаться Парису во всем блеске своей красоты, она расстегнула пряжки своей туники, и, гордясь собой, она произнесла: «Смотри и любуйся всеми прелестями, которые ты видишь перед собой. Не заслуживают ли они предпочтения перед всеми военными доблестями? Обладание ими не ценнее ли всех скипетров и царств Азии? И какое мне дело до всех шлемов и щитов? Женщина должна прежде всего отличаться красотой. Я не дам тебе доблести, но дам тебе самую красивую женщину в подруги; я не дам престола, зато дам тебе Елену». Едва богиня умолкла, как Парис присудил ей приз за красоту, и она получила из его рук яблоко (рис. 240), которое стало источником раздора и жестоких битв.




1 2