Умирающий кентавр захотел все же отомстить своему убийце. Он дал свой окровавленный пояс Деянире и уверил ее,
что это талисман, благодаря которому она может всегда вернуть любовь Геркулеса в случае его измены. Скоро понадобился ей этот
пояс: Геркулес покинул ее и захотел вновь жениться на Иоле. Уже все было готово для этого союза, когда Деянира узнала об этой
измене. Желая вернуть любовь Геркулеса, она призвала слугу его Лихаса и послала с ним пояс, говоря, что он может украсить им свой
свадебный наряд. Герой надевает его, и едва пояс дотрагивается до его тела, как Геркулес начинает испытывать ужасные страдания:
яд, которым пропитан был пояс, проник в его кровь. Испуская дикие крики от боли, он в исступлении сбрасывает Лихаса со скалы в
море. Скульптор Какова изваял группу «Исступленный Геркулес сбрасывает Лихаса». Не в силах переносить страдания, Геркулес
решается покончить с собой. Он собирает на горе Эте деревья, складывает их в костер, покрывает его шкурой немейского льва,
ложится на костер и просит своего друга, Филоктета, которому дарит свои смертоносные стрелы, поджечь костер. Пламя быстро
охватывает костер со всех сторон, и когда сгорела смертная, или земная, оболочка героя, Юпитер взял его на Олимп, поместил его в
число богов и дал ему в супруги Гебу, богиню вечной юности.
Смерть Геркулеса изображалась очень часто на барельефах и античных вазах. В Луврском музее находится картина Гвидо
на эту тему и группа скульптора Кусту; оба художника изобразили Геркулеса сидящим на костре с поднятыми кверху руками, как бы
умоляя богов сжалиться над ним. В древнем искусстве почти не встречаются изображения Геркулеса на костре, но зато на многих
барельефах, группах, гравированных камнях и камеях изображен апофеоз Геркулеса.
Из всех статуй Геркулеса, изображавших его уже бессмертным, самой большой славой пользуется часть античной статуи,
известной под названием «Торс Бельведерский». Она была найдена в конце XV века в Риме. Отзывы Микеланджело об этом шедевре самые
восторженные; к сожалению, у нее не хватает ни рук, ни ног, ни головы. Французский живописец Лемуан написал апофеоз Геркулеса на
одном из плафонов дворца в Версале; это - одно из лучших произведений французской школы.
Благодаря поэтам и их описаниям Геркулес является олицетворением энергии и труда, этого цивилизатора, победителя
тысячи препятствий и трудностей, которые природа всюду ставит на пути человечеству. На самых древних памятниках искусства он
является совершенным типом героя и атлета. Идеальный тип Геркулеса, созданный Лисиппом, изображает этого героя в образе мужчины в
цвете лет, с атлетическими формами, с сильно развитой мускулатурой, небольшою головою, покрытою курчавыми короткими волосами, с
сильновыдающейся нижней частью лба, с широкой, но короткой шеей. Эти типичные характерные черты повторяются почти на всех
изображениях Геркулеса и являются даже более верными отличительными признаками, чем его обычные атрибуты — палица и львиная шкура.
Самыми замечательными статуями этого типа считаются античная статуя «Отдыхающий Геркулес» (рис. 231) и статуя, известная под
названием «Геркулес Фарнезский» (рис. 232); эта последняя статуя изваяна афинским скульптором Гликоном и считается повторением
знаменитого произведения Лисиппа.
В честь Геркулеса-бога было учреждено много праздников — они назывались гераклеи — и много жертвенных алтарей,
на которых ему обыкновенно приносили в жертву кабана. Во время его праздников в Афинах исполнялись разные шутливые и веселые
представления, а в других местностях происходили состязания в борьбе и стрельбе из лука. Римские гладиаторы, выходя в отставку,
посвящали Геркулесу свое оружие. Ему были также посвящены серебристый тополь, оливковое дерево, плющ и горячие целебные источники.
Ни один герой мифологии не пользовался такой популярностью в искусстве, как Геркулес. Художники всех эпох изображали его от
колыбели и до божественного апофеоза включительно.
|