Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

Гесиод называет уже троих: Клото — «прядущая» Лахесис — «определяющая» (участь) и Атропос «неизбежная». Древнее искусство изображало их в виде старух или дев со строгими, мрачными лицами: Клото с веретеном, Лахесис с шаром, на котором она намечала судьбу людей, и Атропос с весами и ножницами, которыми она перерезает нить жизни, и с солнечными часами на которых она показывает час смерти. В одной из флорентийских галерей находится знаменитое произведение Микеланджело, где парки изображены старухами (рис. 31); Французский скульптор Дебе придал в своей группе паркам образы молодых красивых девушек (рис. 32): Клото, увенчанная плодами, держит веретено и нить человеческой жизни, которую неумолимая Атропос с ветками мрачного кипариса на голове собирается перерезать, а Лахесис вынимает из урны шар, на котором она начертит все, что должно произойти в течение короткой жизни этого смертного.


Рис.33.  Мелеагр. С античной статуи. Рим.

Рис.33. Мелеагр. С античной статуи. Рим.


Если парки могут предсказывать человеческую судьбу и всемогущи в определении событий, долженствующих совершиться, то они не всегда точно определяли срок (время) исполнения их предсказаний. У Алфеи, супруги царя калидонского Ойнея, родился сын Мелеагр; спустя семь дней после его рождения! парки предсказали, что он проживет до тех пор, пока не сгорит полено, горевшее в то время на очаге; Алфея тотчас же вытащила это полено, погасила его и тщательно спрятала; Мелеагр же вырос и стал прекрасным юношей, храбрым и отважным. Однажды отец его забыл принести жертву богине Диане (Артемида), которая в отместку послала страшного вепря опустошать всю страну. «Поля разорены, виноградники уничтожены оливковые деревья вырваны с корнями и плодами, стада, пастухи, собаки, даже самые свирепые быки не могли противостоять его силе и бешенству. Все бежало перед ним, деревни опустели, и только города представляли верное убежище против его свирепости». Такими словами описывает Овидий ужас, наведенный на всю страну этим страшилищем.


Рис.34.  Аталанта и Мелеагр. С античной мозаики. Париж, Лувр.

Рис.34. Аталанта и Мелеагр. С античной мозаики. Париж, Лувр.


Отважный Мелеагр решился уничтожить вепря, вот отчего он всегда изображается в искусстве с головой и шкурой кабана (рис. 33). Но чувствуя, что одному ему не справиться, он пригласил на эту охоту многих знаменитых героев, как-то: Ясона, Тесея, Кастора, Поллукса * и др., а также двух своих родственников, братьев матери. Среди охотников находилась Аталанта, молодая девушка необычайной красоты и храбрости. Зверь, окруженный со всех сторон, бросился прямо на охотников, повалил нескольких из них, но меткая стрела Аталанты ранила его; Мелеагр тотчас же кинулся на него и всадил в него свое копье. Затем, отрезав его голову и сняв шкуру, он отдал эти трофеи Аталанте, первою ранившей зверя (рис. 34). Но остальные охотники были недовольны тем, что трофеи достались девушке, и запротестовали, а дяди Мелеагра даже отняли их у Аталанты. Рассерженный Мелеагр бросается на них и убивает их. Алфея, мать Мелеагра, отправилась благодарить богов за дарованную ее сыну победу, но по дороге она встретила тела своих братьев и узнала, кто их убийца. Вне себя от горя и злобы, она думает только о мести и, возвратившись домой, берет спрятанное ею полено и кидает его в пылающий огонь очага. Герой Мелеагр тотчас же охвачен необъяснимыми страданиями и испускает дух в тот момент, когда полено догорает. В ужасе от собственного преступления, Алфея лишает себя жизни. Калидонская охота была изображена Скопасом на фронтоне храма Минервы-Алеи в городе Тегее. Сохранившийся до наших дней античный барельеф представляет тот момент, когда вепрь кидается на охотников (рис. 35).


Рис.35.  Калидонский вепрь. С античного барельефа.

Рис.35. Калидонский вепрь. С античного барельефа.




1 2 3