Судьба, или рок
Фемида — олицетворение законного порядка и правосудия, также супруга Юпитера; ее отличительный признак, или атрибут, — весы.
Она никогда не восстает против Зевса, подает благие советы и объявляет постановления Зевса. На Олимпе она занимает место
по правую сторону властителя богов; она никогда не вступает в пререкания с Юноной, и та не преследует ее своей ревностью.
Новейшее искусство очень часто изображает Фемиду на фронтонах общественных зданий, но древнее искусство не дало ей
определенного типа; не сохранилось ни одной из ее статуй и о ней не сложилось отдельного мифа, хотя как богиня она пользовалась
большим почетом.

Рис.29. Мифы Греции. Времена года: Весна, Осень, Лето. С античного барельефа на жертвеннике двенадцати богов. Париж, Лувр.
Парки, или мойры, и часы, или горы,— ее дочери от Зевса. Феокрит называет горы самыми медлительными богинями,
они чередуются одна за другой, не оспаривая и не захватывая друг у друга прав. Их первоначально смешивали с временами года, и
тогда их всего было три. Изображались они следующим образом: Весна с цветком в руке, Лето с веткой, а Осень с виноградной
кистью (рис. 29). Затем число гор, или часов, увеличивается: они не только обозначают течение времени, но и должны наблюдать
за точным исполнением закона, за справедливостью и за добрыми нравами смертных. Их изображали в виде молодых девушек,
танцующих с плавными и ритмичными движениями. Специальная же их обязанность состояла в том, чтобы открывать двери богу
Солнца, когда он выезжал на своей колеснице. У римлян времена года почти всегда изображались на саркофагах вместе с Вакхом,
которого считали их богом. Времена года являлись на этих памятниках под видом юноши с различными атрибутами: Весна, увенчанная
цветами, держит козленка и рог изобилия; Лето с венком из колосьев и со снопом в руках; у Осени на голове ветви оливкового
дерева; держит она корзину, наполненную винными ягодами; Зима, увенчанная тростниками, несет гуся (рис. 30). В произведениях
декоративного искусства новейших веков часто встречаются аллегорические фигуры времен года, но теперь их всегда изображают в
виде женщин.

Рис.30. Четыре времени года: Зима, Осень, Вакх, Лето, Весна, С барельефа на римском саркофаге.
Парки, или майи, или мойры, древним представлялись олицетворением неизбежной судьбы каждого смертного.
Власть их была очень смутно определена; казалось, что эта власть подчинена богам, а иногда — напротив, что она превышает
власть богов и что боги не могут ни изменить, ни отменить того, что предрешили мойры. «Сегодня,— говорят боги,— мы все
спустились с Олимпа, чтобы принять участие в битве, дабы помешать троянцам нанести вред Ахиллесу. А между тем над ним должна
неизбежно исполниться та судьба, которую для него выткали парки в момент его появления на свет» (Гомер). Вергилий, подобно
Гомеру, видит в Юпитере только исполнителя законов судьбы, или рока, а не законодателя и властителя судеб.
Лукиан в одном из своих сочинений устами одного философа задает Юпитеру следующий вопрос: «Надо ли верить Гомеру и Гесиоду,
которые говорят в своих поэмах, что никому нельзя избежать той судьбы, которую соткали парки в момент рождения каждого?»
Юпитер отвечал: «Да, это совершенная правда. Парки предвидят все, и ничто не может произойти, чего бы они не предвидели.
Все, что происходит, дело их веретена, и все события проистекают именно так, как они с самого начала выткали».

Рис.31. Три парки. С картины Микеланджело. Флоренция.
Греки веровали во множество сильных богов, управляющих жизнью людей, но ограничивающих друг друга, так как
каждый из богов являлся самостоятельным и свободным; даже Зевс, властитель богов и людей не имел неограниченной власти.
Люди чувствовали потребность поставить над этим миром богов еще другую власть, высшую, таинственную, простирающуюся над всеми.
Такую-то власть олицетворяют таинственные и страшные мойры, или майи, или римские парки. У Гомера мойра является обыкновенно
в единственно» числе, но в поэме встречается и мойры во множественном числе: они прядут нить человеческой и называются
пряхами.

Рис.32. Три парки. Группа Дебе.
|