Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3 4

В царствование сына Эрихтония, Пандиона, царя афинского, Вакх, в сопровождении Цереры, посетил в первый раз Аттику. Этот миф имеет некоторое историческое значение: он указывает на то, что, по мнению афинян, культура винограда и хлебных злаков развилась в стране только после распространения в стране оливкового дерева, дарованного афинянам Минервой еще при основании города. Вакх, прибыв в Афины, поселился у Икария, принявшего бога весьма радушно; в благодарность за его гостеприимство Вакх научил его выделывать вино. Икарий, приготовив вино, угостил им соседних поселян, которые нашли его превосходным, но, опьянев, они вообразили, что отравлены Икарием, и бросили его в колодец. У него была дочь, красавица Эригона, понравившаяся Вакху, и от него у нее был сын, Стафил, т. е. виноград. Он впоследствии научил людей разбавлять вино водой и тем избегать дурных последствий опьянения. Не видя отца, Эригона, вместе со своей собакой Майрой, принялась его искать; найдя его тело, она в отчаянии повесилась. Боги превратили ее в созвездие Девы, а Майру — в созвездие Пса и наслали на страну мор и бешенство на девушек, которые, подражая примеру Эригоны, стали вешаться. И только когда жители воздали почести Эригоне, воздвигнув ей жертвенный алтарь, бедствия прекратились. Приход Вакха в дом Икария и горесть Эригоны часто изображались на памятниках искусства как древней, так и новейшей эпохи.


Рис.212.  Бюст Ариадны. С античной статуи.

Рис.212. Бюст Ариадны. С античной статуи.


Вакх посетил много стран, повсюду научая людей виноделию и возделыванию виноградников. Затем он возвратился на Наксос, для того чтобы вступить в мистический брак с Ариадной. Брошенная Тесеем, она пребывала на острове Наксос. Вакх видит ее спящей на берегу моря, слышит ее жалобы, и, пораженный ее красотой, он приближается к ней, а коварный Эрот ранит ее стрелой, и прекрасная Ариадна, позабыв неверного Тесея, начинает пылать любовью к Вакху. На многих фресках, открытых в Помпее, изображено прибытие бога вина на Наксос. Погруженная в сон Ариадна послужила темой для бесчисленных произведений древнего и нового искусства. Тициан и Лука Джордано (рис. 210) написали несколько картин на этот сюжет. Тип Ариадны есть как бы дополнение типа Вакха. Она как бы олицетворяла вечное опьянение, а сонливое и томное выражение ее лица как нельзя более соответствовало обычному выражению молодого бога. Древняя скульптура оставила нам несколько прекрасных изображений Ариадны. Между ними большею известностью пользуется статуя, находящаяся теперь в музее Ватикана (рис. 211). Прекрасный бюст Ариадны, воспроизведение которого можно найти в каждой рисовальной школе нашей эпохи, может быть также и бюстом Вакха, которому, согласно преданиям, художники часто придавали женские формы (рис. 212). Ариадна является подругою Вакха почти на всех памятниках, изображавших триумф этого бога (рис. 213), а церемония их мистического брака фигурирует в бесчисленных произведениях искусства; особенно часто является она изображенной на древних надгробных памятниках. Но при этом Ариадна как бы превращается или воплощается в Персефону (рис. 214), и Вакх тогда является олицетворением смерти.


Рис.213.  Ложе Вакха. С античной вазы.

Рис.213. Ложе Вакха. С античной вазы.


Осеннее солнце, лучи которого способствуют дозреванию винограда, есть предвестник зимы, когда все растительное царство умирает; поэтому естественно, что Вакх является в союзе с Персефоной, олицетворявшей растительность. Ариадна, олицетворяя собой вечное опьянение — состояние, ближе всего соответствующее представлению древних о смерти,— также естественно соединена с Вакхом, и их мистический союз, как символ смерти, изображался чаще всего на саркофагах. В Элевсинских таинствах колос ржи, возрождающийся после того, как зерно сгнило в земле, и вино, образовавшееся из винограда, выжатого прессом, являлись символами воскресения и подавались участникам таинств в виде пирога и питья.


Рис.214.  Вакх и Персефона. С античной камеи.

Рис.214. Вакх и Персефона. С античной камеи.




1 2 3 4