В царствование сына Эрихтония, Пандиона, царя афинского, Вакх, в сопровождении Цереры, посетил в первый раз
Аттику. Этот миф имеет некоторое историческое значение: он указывает на то, что, по мнению афинян, культура винограда и хлебных
злаков развилась в стране только после распространения в стране оливкового дерева, дарованного афинянам Минервой еще при
основании города. Вакх, прибыв в Афины, поселился у Икария, принявшего бога весьма радушно; в благодарность за его
гостеприимство Вакх научил его выделывать вино. Икарий, приготовив вино, угостил им соседних поселян, которые нашли его
превосходным, но, опьянев, они вообразили, что отравлены Икарием, и бросили его в колодец. У него была дочь, красавица
Эригона, понравившаяся Вакху, и от него у нее был сын, Стафил, т. е. виноград. Он впоследствии научил людей разбавлять вино
водой и тем избегать дурных последствий опьянения. Не видя отца, Эригона, вместе со своей собакой Майрой, принялась его искать;
найдя его тело, она в отчаянии повесилась. Боги превратили ее в созвездие Девы, а Майру — в созвездие Пса и наслали на страну
мор и бешенство на девушек, которые, подражая примеру Эригоны, стали вешаться. И только когда жители воздали почести Эригоне,
воздвигнув ей жертвенный алтарь, бедствия прекратились. Приход Вакха в дом Икария и горесть Эригоны часто изображались на
памятниках искусства как древней, так и новейшей эпохи.

Рис.212. Бюст Ариадны. С античной статуи.
Вакх посетил много стран, повсюду научая людей виноделию и возделыванию виноградников. Затем он возвратился на
Наксос, для того чтобы вступить в мистический брак с Ариадной. Брошенная Тесеем, она пребывала на острове Наксос.
Вакх видит ее спящей на берегу моря, слышит ее жалобы, и, пораженный ее красотой, он приближается к ней, а коварный Эрот
ранит ее стрелой, и прекрасная Ариадна, позабыв неверного Тесея, начинает пылать любовью к Вакху. На многих фресках,
открытых в Помпее, изображено прибытие бога вина на Наксос. Погруженная в сон Ариадна послужила темой для бесчисленных
произведений древнего и нового искусства. Тициан и Лука Джордано (рис. 210) написали несколько картин на этот сюжет. Тип
Ариадны есть как бы дополнение типа Вакха. Она как бы олицетворяла вечное опьянение, а сонливое и томное выражение ее лица
как нельзя более соответствовало обычному выражению молодого бога. Древняя скульптура оставила нам несколько прекрасных
изображений Ариадны. Между ними большею известностью пользуется статуя, находящаяся теперь в музее Ватикана (рис. 211).
Прекрасный бюст Ариадны, воспроизведение которого можно найти в каждой рисовальной школе нашей эпохи, может быть также и
бюстом Вакха, которому, согласно преданиям, художники часто придавали женские формы (рис. 212). Ариадна является подругою
Вакха почти на всех памятниках, изображавших триумф этого бога (рис. 213), а церемония их мистического брака фигурирует в
бесчисленных произведениях искусства; особенно часто является она изображенной на древних надгробных памятниках. Но при этом
Ариадна как бы превращается или воплощается в Персефону (рис. 214), и Вакх тогда является олицетворением смерти.

Рис.213. Ложе Вакха. С античной вазы.
Осеннее солнце, лучи которого способствуют дозреванию винограда, есть предвестник зимы, когда все растительное
царство умирает; поэтому естественно, что Вакх является в союзе с Персефоной, олицетворявшей растительность. Ариадна,
олицетворяя собой вечное опьянение — состояние, ближе всего соответствующее представлению древних о смерти,— также естественно
соединена с Вакхом, и их мистический союз, как символ смерти, изображался чаще всего на саркофагах. В Элевсинских таинствах
колос ржи, возрождающийся после того, как зерно сгнило в земле, и вино, образовавшееся из винограда, выжатого прессом,
являлись символами воскресения и подавались участникам таинств в виде пирога и питья.

Рис.214. Вакх и Персефона. С античной камеи.
|