Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3 4

Пенфей, внук Кадма, царя фиванского, стал противиться возвращению Вакха в его страну. Повсюду уже раздавались звуки флейт и кимвалов, возвещавших о прибытии юного бога; весь народ уже спешил ему навстречу, чтобы посмотреть на невиданный до того праздник. Разгневанный царь обращается к своим подданным, говоря: «Храбрые дети Марса, какое безумие овладело вами? Шум медных инструментов и флейт, смутное обещание праздного зрелища и чудес смутили ваш разум. Никогда не боялись вы ни бряцания оружия, ни блеска дротиков и стрел; вооруженный неприятель находил вас всегда непобедимыми. Неужели же вы допустите победить вас женщинам, толпе изнеженных мужчин, обезумевших от пьянства и оглашающих воздух ужасным барабанным боем? Пусть лучше нас уничтожит железо и огонь, нежели видеть, как наш город станет добычей почти ребенка, слабого, обезоруженного, этого изнеженного юноши, который не любит ни войны, ни сражений, не умеет управлять конями и всегда является надушенный, увенчанный плющом и одетый в платье из золота и пурпура» (Овидий). Несмотря на советы родных, Пенфей приказал своим воинам взять Вакха и привести его в оковах. Воины повинуются и приводят пленника, но пока идут при­готовления к казни, оковы сами собой падают, двери темницы открываются невидимой силой — и пленник исчезает. Вне себя от гнева, Пенфей отправляется сам на гору Киферон, где празднуется вакханалия в честь бога. Первая вакханка, попадающаяся ему навстречу,— его мать. В исступлении она не узнает своего сына и, воображая, что видит перед собою чудовище, кричит: «Вот он, ужасный вепрь, растерзаем его!» И все вакханки бросаются на него и разрывают его на куски. Жители Фив, узнав о судьбе несчастного царя, признали тотчас же Вакха за бога и стали приносить жертвы на его алтарях. Миф о Пенфее, растерзанном вакханками, очень часто изображался в искусстве.


Рис.210.  Покинутая Ариадна. С картины Луки Джордано.

Рис.210. Покинутая Ариадна. С картины Луки Джордано.


Мало-помалу культ Вакха распространился, в Греции почти повсеместно, только дочери Миния упорно отказывались признавать этого бога. Вместо того чтобы участвовать в его праздниках, они сидели дома, работая и подсмеиваясь над таинственными обрядами вакханалий. Однажды вечером, когда они опять подсмеивались над Вакхом и его культом, они услыхали звуки барабанов, флейт и кимвалов, повсюду в доме распространился запах мирры и шафрана; холст, который они ткали, покрылся листьями винограда и плюща, а нитки превратились в виноградную лозу, покрытую гроздьями. Все жилище осветилось тысячами огней; повсюду раздавался адский шум, рев и рычание, как будто весь дом наполнился дикими зверями. Дочери Миния, объятые ужасом, хотят спрятаться, но, пока они выискивают самый темный уголок дома, они чувствуют, как их тело покрывается перепонкой, которая соединяет все их члены, а вместо рук вырастают маленькие тонкие крылья. Темнота, царящая в тех местах, где они хотели укрыться, мешает им видеть их превращение; но вот они поднимаются вверх и держатся на воздухе, не имея перьев; их поддерживают небольшие крылья, обтянутые прозрачной перепонкой; они хотят говорить и издают только жалобный писк. Леса не привлекают их, подобно другим птицам; они предпочитают обитать в домах; свет — их злейший враг. Могущественный Вакх отомстил им, превратив их в летучих мышей.


Рис.211.  Ариадна. С античной статуи. Рим.

Рис.211. Ариадна. С античной статуи. Рим.


Во Фракии, куда отправился затем Вакх, его стал преследовать царь этой страны Ликург, который, опасаясь опьяняющего действия вина, приказал уничтожить все виноградники. Вакх, спасаясь от преследований врага, бросился в море, где был принят радушно Тефидой, которой он в благодарность подарил золотую чашу работы Вулкана. Все вакханки и сатиры, его обычные спутники, были заключены в темницу. В наказание за это боги ниспослали на страну неурожай, а Ликург, потеряв рассудок, убил своего сына. Спрошенный оракул сказал, что бесплодие земли прекратится лишь тогда, когда нечестивый царь погибнет. Жители Фракии привязали Ликурга на вершине горы и растоптали его копытами своих коней. Освобожденные вакханки посвятили фракийцев во все обряды и таинства культа Вакха. Миф о пребывании Вакха на дне моря и даре золотой чаши Тефиде относится к фабрикации вина и намекает на обыкновение в некоторых странах прибавлять морской воды к виноградному соку, чтобы ускорить брожение вина.




1 2 3 4