Героический, или мистический, ВакхГероическая легенда Вакха есть не что иное, как история введения
культуры виноградной лозы и рассказ о действии, производимом опьянением. Страх перед опьянением и сильное его действие
объясняют очень естественно ту оппозицию и враждебность к Вакху, которые он встречал почти повсюду, когда он начинал знакомить
людей с виноделием. Культ Вакха имеет много общего с культом Кибелы, и шумный характер его оргий напоминает шумные праздники в
честь этой богини. Но история завоевания Индии придает мифам о нем особенный характер. Многие исследователи древних мифов
полагают, что рассказы об этом походе относятся ко времени завоевания Индии Александром Великим; другие же полагают, что они
относятся к более древнему периоду. В этом знаменитом походе принимали участие нимфы, реки, Силен верхом на осле, целая толпа
сатиров, фавнов и вакханок (рис. 209). Когда царь Индии Дариадес хочет броситься на Вакха, виноградные ветки, появившиеся
вдруг из-под земли, обвивают все тело, ноги и руки царя и парализуют все его движения. Когда его армия подходит к реке, по
мановению руки Вакха вода превращается в крепкое вино, и воины, мучимые жаждой, кидаются к этой реке и пьют до тех пор, пока
опьянение, бред и бешенство не овладевают ими. Изображения битв между армиями Вакха и индийцами весьма редки, но зато очень
часто встречаются памятники искусства, на которых изображен триумф Вакха, и его армии. Точно так же возвращение Вакха-победителя
довольно часто изображается в искусстве. В лондонской Национальной картинной галерее находится картина Тициана на этот сюжет.
Вернувшись из Индии, Вакх захотел, чтобы Фивы, город, в котором он родился, были первым городом в Греции, который, признал бы
его культ, и потому отправился прямо туда. В трагедии Еврипида «Вакханки» бог вина говорит следующее: «Я покинул богатые долины
Лидии, обильные золотом, и поля фригийские, я прошел по жгучим равнинам Персии и по счастливой Аравии; я обошел всю Азию и
вошел в Фивы, этот первый город в Греции, который услыхал исступленный рев моих вакханок, потрясающих тирсами, увенчанных
плющом».
Однажды корабль, идущий из Лидии, приблизился к острову Наксос; лоцман этого корабля Акойт приказал своим людям
поискать на острове пресной воды. Они вернулись, ведя за собою мальчика неописуемой красоты, которого они нашли в пустынном
месте; он лежал пьяный, почти в забытьи, и только с трудом мог за ними следовать. Лоцман стал уговаривать их отпустить
необыкновенного ребенка, которого принимал за бога. Но матросы отказались, говоря, что ребенок — их собственность и что они
намерены его продать за хорошую цену. Несмотря на сопротивление и уговоры Акойта, они снялись с якоря и пустились в путь.
Едва корабль вышел в открытое море, как внезапно остановился. Пораженные матросы натянули все паруса и принялись грести с
удвоенной силой, но все их усилия ни к чему не привели. Цепкий плющ, появившийся из недр моря, обвил весла, покрыл паруса, не
позволяя ветру их надувать. И перед изумленными глазами матросов появился вдруг юный Вакх, увенчанный виноградом, с тирсом в руке,
окруженный тиграми, пантерами и рысями. В то же время спутники почувствовали, как их тело покрывается рыбьей чешуей, а вместо
рук и ног появляются плавники; Вакх превратил их в дельфинов, и только один Акойт сохранил человеческий образ. Бог велел ему
плыть к Наксосу и там принести жертвы на его алтарях и участвовать в его мистериях. Приключение Акойта и его спутников было
изображено на барельефах, украшавших памятник Лисикрату в Афинах.

Рис.209. Вакх на своей пантере. С античной вазы.
|