Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3 4

Героический, или мистический, Вакх

Героическая легенда Вакха есть не что иное, как история введения культуры виноградной лозы и рассказ о действии, производимом опьянением. Страх перед опьянением и сильное его действие объясняют очень естественно ту оппозицию и враждебность к Вакху, которые он встречал почти повсюду, когда он начинал знакомить людей с виноделием. Культ Вакха имеет много общего с культом Кибелы, и шумный характер его оргий напоминает шумные праздники в честь этой богини. Но история завоевания Индии придает мифам о нем особенный характер. Многие исследователи древних мифов полагают, что рассказы об этом походе относятся ко времени завоевания Индии Александром Великим; другие же полагают, что они относятся к более древнему периоду. В этом знаменитом походе принимали участие нимфы, реки, Силен верхом на осле, целая толпа сатиров, фавнов и вакханок (рис. 209). Когда царь Индии Дариадес хочет броситься на Вакха, виноградные ветки, появившиеся вдруг из-под земли, обвивают все тело, ноги и руки царя и парализуют все его движения. Когда его армия подходит к реке, по мановению руки Вакха вода превращается в крепкое вино, и воины, мучимые жаждой, кидаются к этой реке и пьют до тех пор, пока опьянение, бред и бешенство не овладевают ими. Изображения битв между армиями Вакха и индийцами весьма редки, но зато очень часто встречаются памятники искусства, на которых изображен триумф Вакха, и его армии. Точно так же возвращение Вакха-победителя довольно часто изображается в искусстве. В лондонской Национальной картинной галерее находится картина Тициана на этот сюжет. Вернувшись из Индии, Вакх захотел, чтобы Фивы, город, в котором он родился, были первым городом в Греции, который, признал бы его культ, и потому отправился прямо туда. В трагедии Еврипида «Вакханки» бог вина говорит следующее: «Я покинул богатые долины Лидии, обильные золотом, и поля фригийские, я прошел по жгучим равнинам Персии и по счастливой Аравии; я обошел всю Азию и вошел в Фивы, этот первый город в Греции, который услыхал исступленный рев моих вакханок, потрясающих тирсами, увенчанных плющом».


Однажды корабль, идущий из Лидии, приблизился к острову Наксос; лоцман этого корабля Акойт приказал своим людям поискать на острове пресной воды. Они вернулись, ведя за собою мальчика неописуемой красоты, которого они нашли в пустынном месте; он лежал пьяный, почти в забытьи, и только с трудом мог за ними следовать. Лоцман стал уговаривать их отпустить необыкновенного ребенка, которого принимал за бога. Но матросы отказались, говоря, что ребенок — их собственность и что они намерены его продать за хорошую цену. Несмотря на сопротивление и уговоры Акойта, они снялись с якоря и пустились в путь. Едва корабль вышел в открытое море, как внезапно остановился. Пораженные матросы натянули все паруса и принялись грести с удвоенной силой, но все их усилия ни к чему не привели. Цепкий плющ, появившийся из недр моря, обвил весла, покрыл паруса, не позволяя ветру их надувать. И перед изумленными глазами матросов появился вдруг юный Вакх, увенчанный виноградом, с тирсом в руке, окруженный тиграми, пантерами и рысями. В то же время спутники почувствовали, как их тело покрывается рыбьей чешуей, а вместо рук и ног появляются плавники; Вакх превратил их в дельфинов, и только один Акойт сохранил человеческий образ. Бог велел ему плыть к Наксосу и там принести жертвы на его алтарях и участвовать в его мистериях. Приключение Акойта и его спутников было изображено на барельефах, украшавших памятник Лисикрату в Афинах.


Рис.209.  Вакх на своей пантере. С античной вазы.

Рис.209. Вакх на своей пантере. С античной вазы.




1 2 3 4