Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

Фессалийские горцы были уже прекрасными на­ездниками в эпоху пеласгов, когда верховая езда была почти неизвестна в Греции. Греки принимали их за каких-то страшных чудовищ, и так как эти горцы любили вино, то мифологические предания поспешили их причислить к свите Вакха под названием кентавров. Примитивное искусство изображало кентавра в виде мужчины, у которого задняя часть туловища, ноги и хвост — лошадиные. Позднее этот грубый тип был заменен другим: на лошадиное туловище был посажен человеческий торс и голова. «Кентавр», находящийся в вилле Боргезе (рис. 205), считается самым лучшим изображением этих мифических существ.


Рис.205.  Кентавр с виллы Боргезе. С античной группы. Париж, Лувр.

Рис.205. Кентавр с виллы Боргезе. С античной группы. Париж, Лувр.


По древним описаниям, это были грубые, почти животные существа, предававшиеся пьянству, низменным страстям; они питались сырым мясом, и их обычным оружием были тяжелые палицы и огромные куски скал, которые они с ужасающей силой сбрасыва­ли на неприятеля. Они являются как бы олицетворени­ем грубых варваров, противников греческой цивилиза­ции и развития, побежденных впоследствии знамениты­ми греческими героями. В обществе Вакха их нравы смягчаются, и дикость их заменяется под его влиянием смирением и покорностью. Они покорно идут перед колесницей Вакха, трубят в рога, играют на лире вместе с сатирами, вакханками, фавнами и другими. Иногда же они везут колесницу Вакха и Ариадны. Существует много изображений кентавров, но весьма мало изо­бражений женщин-кентавров; они попадаются лишь изредка на саркофагах и гравированных камнях; их головы и часть женского туловища напоминают нимф по красоте и стройности форм. Из живописных произве­дений древнего периода писатели упоминают о картине живописца Ктесилоха «Женщина-кентавр, кормящая своих детей»; сохранился также в музее Пио-Клементино барельеф, на котором изображены прекрасные по формам женщины-кентавры, отгоняющие сатиров. В наши дни живописцы Бёклин и Штук очень часто изображают их в своих картинах.


Кентавры упоминаются очень часто в мифологии; они были всем хорошо известны за дикость и грубость нравов, так что тогда слово «кентавр» являлось как бы синонимом зверства и жестокости, и один только кентавр, мудрый Хирон, представляет исключение. Он сумел победить свои животные инстинкты и почти сравнялся по своим качествам с людьми. Он был музыкант, гимнаст, хороший стрелок, прорицатель и искусный врач; ему было поручено воспитание многих знаменитых героев, как-то: Ахиллеса, Ясона, Кастора, Полидевка, Амфиарая и других. Когда Герку­лес Отправился на поиски эриманфского вепря, он встретил кентавра Фола, который оказал ему гостепри­имство и, желая угостить его вином, повел его к бочке, подаренной ему Вакхом. Лишь только запах вина распространился в воздухе, целая толпа кентавров прибежала отовсюду и, собравшись перед пещерой, служившей убежищем Фолу, стала с громкими криками требовать себе вина. Геркулес вступил с ними в бой и убил многих из них; эта битва очень часто изо­бражалась древними художниками.


Из новейших произведений известна прекрасная по компоновке и движению картина Лебрена. Война афинян с кентаврами, причиной которой было по­хищение Гипподамии, также послужила сюжетом для многих художественных произведений. Пирифой по­звал на свою свадьбу с Гипподамией, дочерью лапифа Атракса, героя Тесея и афинян. Он пригласил и кентав­ров, думая, что вид их позабавит остальных гостей. Но как только кентавры начали пьянеть от действия винных паров, они позабыли всякое приличие. Один из них, Эвритион, схватил за волосы Гипподамию и хотел ее похитить; его примеру последовали другие кентавры, стараясь захватить тех женщин, которые им пришлись по вкусу. Но Тесей отнял у Эвритиона Гипподамию; тогда кентавр кинулся на него, но был убит Тесеем. Другие же, видя умирающего собрата, пришли в ярость и принялись кидать в противников все, что им попадало под руки. Тогда возгорелся бой, продолжавшийся до тех пор, пока кентавры не были перебиты. Эта битва была изображена на многих барельефах и на Парфенонском храме.




1 2 3