Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

Кроме вакханок свиту Вакха составляла еще много­численная толпа сатиров и панов, соединявших в себе человеческие и животные формы. Сатиры представляли смесь человека с козой, с которой они, впрочем, очень любили забавляться, судя по многим камеям и гравиро­ванным камням, на которых изображены сатиры, заигрывающие с козами. Сохранилась очень интересная античная камея «Сатир, заставляющий плясать ре­бенка» (рис. 201).


По мифологии, между сатирами и панами существу­ет большое различие. Сатир занимает более высокую степень в иерархии этих божеств; он более при­ближается к человеческому типу и отличается веселым, добродушно-лукавым выражением лица, он смеется и дразнит панов, которых считает гораздо ниже Себя. Пастухи, употреблявшие вместо одежды козьи шкуры, могли породить в мифологии представления о сатирах. Веселый, остроумный и комический характер, который приписывали сатирам, заставил назвать комические поэмы сатирами, а их авторов — сатириками. Вся эта толпа, сопровождавшая Вакха повсюду, предается пьянству и страстно любит музыку. Сатиры занимаются еще тем, что танцуют, играют на кимвалах, бегают за нимфами и наигрывают веселые мелодии на флейтах (рис. 202). Создание этого типа принадлежит исключи­тельно скульптуре; это просто фантазия и каприз скульпторов. Никакой философской мысли не лежит в основе мифа о них, и у них нет другой миссии, как только забавлять молодого бога.


Рис.202.  Вакханалия. С античного барельефа на вазе Боргезе. Париж, Лувр.

Рис.202. Вакханалия. С античного барельефа на вазе Боргезе. Париж, Лувр.


Сатиры, по преданиям, сопутствовали Вакху в его походе на Индию, но, судя по тому, что древние писатели рассказывали о их поведении и наружном виде, они не могли быть особенно пригодными на полях битв. «Эти толпы рогатых сатиров,— говорит поэт Нонн,— пьют полные чаши и напиваются; всегда грозные в драках и свалках, они бегут с поля битвы; львы вдали от сражения, они становятся зайцами в битвах. Ловкие танцоры, они еще ловчее опоражнива­ют огромные амфоры, наполненные вином. Мало среди них оказалось полководцев, изучивших у Марса военное искусство и умеющих командовать. Многие из них покрыты страшными львиными шкурами; другие воо­ружены большими палицами; на лбу у них воз­вышаются рога; редкие волосы едва покрывают их остроконечные головы и длинные уши; Хвост, напо­минающий лошадиный, развевается у них на спине и обвивает их бедра».


Рис.203.  Отдыхающий Фавн. С античной статуи. Рим.

Рис.203. Отдыхающий Фавн. С античной статуи. Рим.


Примитивное искусство изображало сатиров в смеш­ном или страшном виде, похищающих прекрасных нимф. И до наших дней искусство продолжает изо­бражать старых, безобразных сатиров. Гесиод называет их ни к чему не пригодным племенем, но так как они вечно в рощах пляшут, играют и гоняются за пре­красными нимфами, то живописцы и скульпторы находили в их обычаях и нравах много интересных сюжетов для своих композиций. Скульптор Пракситель изваял идеальный тип сатира, который потом встречает­ся повсюду на всех почти памятниках искусства. Это была бронзовая статуя, пользовавшаяся в древности такой славой, что в Афинах ее не называли иначе, как «Знаменитая». Находящийся в Лувре «Фавн, играю­щий на флейте» считается весьма удачным повторением произведения Праксителя. Вообще знаменитая статуя этого скульптора послужила оригиналом для всех последующих статуй; по крайней мере, «Отдыхающий Фавн» (рис. 203) в Ватикане, «Танцующий Фавн» во Флоренции и «Фавн, играющий на кимвалах» — все они считаются повторением знаменитой Статуи Пракси­теля.


Рис.204.  Сатиры и нимфа. По Фрагонару.

Рис.204. Сатиры и нимфа. По Фрагонару.


Искусство смешало сатиров с фавнами; эти последние полубоги — римского происхождения. Настоя­щий фавн является в произведениях древних писателей цивилизатором, смягчающим нравы кочевников по­средством музыки; он — изобретатель пастушьей дуд­ки, потому что и фавн, как и все примитивные боги Италии, был покровителем пастухов. Современные художники часто и охотно изображали блестящую свиту Вакха; особенно удачно пользовался этим сюже­том Пуссен в своих мифологических композициях, которые можно встретить почти во всех музеях. Художнику удалось прекрасно передать характер этих вакхических праздников. Живописец Фрагонар (рис. 204) и скульптор Клодион также любили изображать веселых сатиров, нимф и фавнов, внося в свои произве­дения элегантные формы и живость движения, характе­ризующие французское искусство XVIII века. Подо­бные сюжеты не могли не вдохновлять Рубенса, который мог в картинах на эту тему выказать весь свой мастерский колорит и свое уменье передавать движе­ния, так что во многих музеях можно видеть обширные композиции этого художника, изображающие вакханок, пляшущих сатиров, нимф, захваченных врасплох сатирами, и проч. В Брюссельском музее находится знаменитая «Вакханалия» Йорданса. Изображение вакханок встречается в древнем искусстве чаще всего на саркофагах, барельефах и вазах; из них самая знаменитая ваза находится в вилле Боргезе.




1 2 3