Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

На многих монетах и медалях, выбитых в честь Вакха, изображена систа, или мифическая корзинка, в которой хранились предметы, употребляемые при торжественных служениях, а также изображена змея, посвященная Эскулапу, как бы намекая этим на целеб­ные свойства, которые греки приписывали вину. Тигр, пантера и рысь являются обычными спутниками Вакха на всех памятниках искусства, изображающих его триумф, и указывают на восточное происхождение всего мифа о Вакхе.


Рис.194.  Вакх. С античной статуи. Париж, Лувр.

Рис.194. Вакх. С античной статуи. Париж, Лувр.


Присутствие осла Силена объясняется тем, что Силен был приемным отцом или воспитателем Вакха; этот осел прославился, кроме того, своим участием в битве богов с великанами: при виде выстроившихся в боевом порядке великанов осел принялся так кричать, что те, напуганные этим криком, обратились в бегство. Появление зайца на некоторых вакхических группах объясняется тем, что это животное считалось у древних символом плодовитости. Кроме того, на камеях, грави­рованных камнях и барельефах, изображающих торже­ственные шествия в честь Вакха, встречаются еще следующие животные: баран, козел и бык — символ земледелия. Поэтому Вакх иногда изображается в виде быка, олицетворяя тогда плодородие земли.


Рис.195.  Трагическая маска.

Рис.195. Трагическая маска.


Легкое опьянение, действуя возбуждающе на человеческий ум, вызывает вдохновение, а поэтому Вакху приписывают некоторые качества Аполлона, этого бога вдохновения по преимуществу. Иногда Вакха изображают в сопровождении Мельпомены, музы траге­дии, потому что он считался изобретателем театра, т. е. театрального зрелища. На праздниках в честь Вакха стали впервые разыгрываться пьесы; эти празд­ники устраивались во время виноградного сбора: сборщики винограда, сидя на повозках и окрасив себе лицо виноградным соком, произносили веселые и остро­умные монологи или диалоги. Мало-помалу повозки заменились театральным зданием, а сборщики виногра­да — актерами.


Рис.196.  Вакхические маски. Композиция Сент-Обена.

Рис.196. Вакхические маски. Композиция Сент-Обена.


Многочисленные маски (рис. 195 и 196), которые часто украшали древние надгробные памятники, были необходимыми принадлежностями мистерий в честь Вакха, как изобретателя трагедии и комедии. На саркофагах же они указывали на то, что жизнь человеческая, подобно театральным пьесам, есть смесь удовольствий и горести и что каждый смертный является только исполнителем какой-нибудь роли. Таким образом, это божество, олицетворяющее вначале только вино, стало символом Человеческой жизни. Чаша есть также один из атрибутов Вакха (рис. 197) и имела мистическое значение, «Душа, — объясняет ученый — исследователь мифов Кайзер, — выпивая эту чашу, пьянеет, она забывает Свое высокое, божественное происхождение, желает только воплотиться в тело посредством рождения и идти по тому пути, который приведет ее к земному жилищу, но там, к счастью, находит она вторую чашу, чашу разума; выпив ее, душа может излечиться или отрезвиться от первого опьянения, и к ней тогда возвращается воспоминание о ее божественном происхождении, а вместе с ним и жела­ние возвратиться в небесную обитель».


Сохранилось много барельефов, а также и живопис­ных изображений праздников в честь Вакха. Обряды, исполняемые на этих праздниках, были весьма разно­образны. Так; например, в некоторых местностях дети, увенчанные плющом и виноградными ветками, окружа­ли шумною толпою колесницу бога, украшенную тирсами и комическими масками, чашами, венками, барабанами, тамбуринами и бубнами. За колесницей шли писатели, поэты, певцы, музыканты, танцоры — одним словом, представители тех профессий, для занятий которыми требуется вдохновение, так как древние считали, что вино есть источник всякого вдохновения. Как только оканчивалось торжественное шествие, начинались театральные представления и му­зыкально-литературные состязания, продолжавшиеся несколько дней подряд. В Риме эти праздники подали повод к таким сценам распущенности и безнравственно­сти, доходившим даже до преступлений, что Сенат принужден был их запретить. В Греции же в начале установления культа Вакха его праздник носил ха­рактер скромного, чисто сельского праздника, и толь­ко впоследствии превратился он в роскошную оргию.


Рис.197.  Атрибуты Вакха. Композиция Сент-Обена.

Рис.197. Атрибуты Вакха. Композиция Сент-Обена.




1 2 3