Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

Вакх, или Дионис

Вакх, или Дионис, бог винограда, олицетворял собою вино. Культ его учрежден гораздо позже культа остальных богов; он получил значение и стал рас­пространяться по мере того, как распространялась куль­тура виноградной лозы. Его очень часто соединяли с Церерой, или Кибелой, и устраивали этим двум представителям земледелия общие праздники.


В Древней Греции примитивное искусство ограни­чивалось только изображением одной головы Вакха (рис. 191 и 192) или его маски. Но эти изображения были вскоре заменены прекрасным и величавым обра­зом старого Вакха в роскошном, почти женском, платье, с открытым и умным лицом, держащего в руках рог и виноградную ветку. Только со времен Праксителя, первым изобразившего Вакха молодым, является в искусстве этот тип юноши, с мягкими, почти лишенными мускулатуры формами, что-то среднее между мужской и женской фигурой; выражение лица его представляет какую-то смесь вакхического экстаза и нежной мечтательности; длинные, густые волосы распущены по плечам в причудливых завитках; тело лишено всякой одежды, и только козья шкура небрежно наброшена; ноги обуты в роскошные котурны (древняя обувь); в руках у него легкая палка, обвитая ви­ноградными ветками, напоминающая скипетр.


Рис.191.  Голова Вакха. С античной монеты.

Рис.191. Голова Вакха. С античной монеты.


В позднейшие времена Вакх является довольно часто на памятниках искусства одетым в роскошное женское одеяние. На группах и на отдельных статуях бог этот обыкновенно изображен в удобной позе, полулежа, или сидящим на троне, и только на камеях и гравированных камнях он изображается идущим нетвердою походкою пьяного человека или же верхом на каком-нибудь любимом животном. Самое красивое изображение Вакха с бородой есть статуя, которая долгое время была известна под названием Сарданапала благодаря сделанной позднейшей надписи, но которую все знатоки истории искусства признали за статую бога. Эта статуя — настоящий тип восточного Вакха (рис. 193).


Рис.192.  Голова Вакха. С античной монеты.

Рис.192. Голова Вакха. С античной монеты.


В искусстве чаще всего встречается изображение этого бога, известное под названием фиванского Вакха, безбородого и стройного юноши. Греческий живописец Аристид написал прекрасного Вакха; картина эта была увезена в Рим после завоевания Коринфа. Пли­ний рассказывает, что консул Муммий первый по­знакомил римлян с иностранными произведениями искусства. Во время дележа военной добычи Аттал, царь Пергама, предложил заплатить за Вакха, на­писанного Аристидом, шестьсот тысяч динариев. По­раженный такой цифрой консул, заподозрив, что картина обладает какой-нибудь чудесной силой, ему неизвестной, изъял картину из продажи, несмотря на просьбы и жалобы царя, и поместил ее в храм Цереры. Это была первая иностранная картина, публично выставленная в Риме.


Рис.193.  Восточный Вакх, так называемый Сарданапал. С античной статуи.

Рис.193. Восточный Вакх, так называемый Сарданапал. С античной статуи.


На всех статуях фиванского типа Вакх изображен безбородым юношей, во всем блеске молодости и красо­ты. Выражение его лица мечтательное и томное (рис. 194); тело его покрыто шкурой молодого оленя; он так­же очень часто изображается верхом на пантере или же на колеснице, везомой двумя тиграми. Виноградная лоза, плющ, тирс (жезл), чаша и вакхические маски — его обычные атрибуты. Виноградная лоза, плющ и тирс — эмблемы фабрикации вина и того действия, которое оно производит. В древние века предполагали, что плющ обладает свойством не допускать до опьяне­ния. Вот почему пирующие часто украшали свои головы плющом. Он, так же как и виноградная лоза, на многих статуях Вакха обвивает тирс, на конце которого находилась сосновая шишка. Во многих местностях Греции сосновые шишки употреблялись при фабрика­ции вина, которое должно было сильно отличаться от нынешнего вина. Уже судя по тому, как легко удалось Улиссу усыпить киклопа, дав ему немного вина, можно наверное сказать, что вино в те времена было гораздо крепче, чем нынешнее. Древние греки примешивали к нему мед или воду и только в виде редкого исключе­ния пили чистое вино.




1 2 3