Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

Веста, или Гестия

Веста, или Гестия, есть олицетворение домашне­го очага, на котором всегда горит священный не­бесный огонь, поддерживаемый всеми членами семьи. Этот очаг есть центр семейной жизни: семья, собираясь вокруг него, укрепляла свои узы, и это вместе с тем место, куда она ставила своих домашних богов — ларов и пена­тов. Тут, вокруг священного очага, вдали от суетной и шумной общественной жизни, семья находила мир и по­кой; тут должны были существовать только согласие, лю­бовь и чистые, целомудренные правы. И все это могла даровать Веста, и она же должна была охранять семейный очаг от всего дурного.


Веста была старшею дочерью Сатурна и Реи. Про­глоченная отцом, она только впоследствии увидала свет, когда Сатурна принудили вернуть проглоченных детей. Аполлон и Меркурий, два могучих бога, искали брачно­го союза с ней, но она поклялась головою Юпитера сохранить вечную девственность и сдержала свою клятву. За это Юпитер даровал ей то преимущество, что на всех семейных очагах приносили ей первой жертвы и почитали ее в храмах всех богов. Она является для смертных самой священной из богинь. В древние века очаг был символом семейной жизни, счастие которой основывалось на целомудрии и чистоте жены. Веста, как охранительница семьи, причислялась к домашним богам и предкам — покровителям живых членов семьи и почти отождествлялась с ними, и ее место всегда посреди дома. Она, подобно скромной девственнице, удаляется от шумной жизни, не принимает в ней почти участия; вот почему у нее нет особенной легенды или мифа и почти не существует ее изображений. Впослед­ствии ей воздвигались алтари посреди города, как охранительнице города и всех общественных союзов. Когда члены общества покидали родной город, они увозили с собою огонь, взятый на алтаре этой богини, для того чтобы зажечь огонь на их новом очаге.


Рис.189.  Веста. С античной статуи.

Рис.189. Веста. С античной статуи.


Общественное здание Пританеум находилось посреди города и считалось храмом Весты: там, на алтаре девственницы поддерживали вечный огонь, а члены-управители приносили ей там каж­дый день жертвы — вино, хлеб, плоды и проч. Там же, в Пританеуме, у очага Весты, принимались чужестранные послы и устраивались для них пиры. У этой богини поэтому было мало от­дельных храмов; в Дельфах, городе, считавшемся центром Вселенной, находился храм Весты, и он считался религиозным центром для всего греческого народа. Но главным очагом, центром как для богов, так и для людей, был очаг Весты на Олимпе, на котором горел небесный огонь.


Рис.190.  Лар. С античной статуи.

Рис.190. Лар. С античной статуи.


В храмах этой богини не было ее изображений; она олицетворялась пламенем, всегда поддерживаемым на ее алтаре. «У нее,— говорит Овидий,— так же, как у пламени, нет ни тела, ни образа, ни изображения». Но, несмотря на слова Овидия, изображения существо­вали, хотя в очень ограниченном количестве. Плиний упоминает о статуе Весты, изваянной Скопасом, которая очень славилась в древности. Существует также античная статуя неизвестного художника, изображаю­щая Весту, одетую в длинную тунику, прихваченную поясом; на ней накинут длинный плащ, на голове покрывало, а в руке светильник, символ вечного огня (рис. 189).


Сохранилось несколько ламп, посвященных Весте; они часто украшены ослиной головой. Это животное фигурировало также на некоторых праздниках, учреж­денных в честь этой богини. Этим напоминали об услуге, оказанной ей ослом Силена. Однажды Приап, веселый полубог полей, увидав спящую Весту и думая, что его никто не видит, подкрался к ней, желая ее поцеловать, но осел Силена, находившийся не­вдалеке, возмутившись тем, что Приап собирается нанести оскорбление такой уважаемой богине, при­нялся так громко кричать, что все жители Олимпа проснулись, и дерзкий полубог должен был отказаться от своего намерения.




1 2 3