Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Пан скоро позабыл свою любовную неудачу; ему понравилась нимфа Питис, которая, восхищенная его музыкой, приблизилась к нему и стала отвечать на его вопросы. Но эту нимфу любил холодный и страш­ный Борей (северный ветер); увидав свою возлюблен­ную, увлеченную игрой другого бога, он воспылал ревностью и принялся дуть с такою силою, что бедная нимфа, не устояв на ногах, упала в пропасть и разби­лась. Боги, тронутые ее горестной судьбой, превратили ее в сосну, и с тех пор это дерево посвящено Пану, которого иногда изображают с венком из сосновых веток на голове.


Так же несчастливо окончилась его попытка союза с нимфой Эхо, превратившейся в скалу и от которой остался только ее голос. Пан, как символ темноты, нагоняет на людей страх; он также не любит, когда тревожат его покой шумом,— тогда раздается его грозный голос, нагоняя страх на всех. Он приводит в ужас путников своим внезапным появлением на дороге перед ними, и благодаря ему люди часто испытывали ничем не объяснимый «панический» страх. Вообще всякий испуг или страх, являющийся без основательных причин, приписывался влиянию Пана, и этим паническим страхом объясняли также внезапное бегство с полей битв. Так, например, афиняне верили, что они только при помощи Пана победили много­численных персов, бежавших с поля сражения при Марафоне. Они в благодарность за это посвятили Пану священное место, поставили там много его статуй и учредили в честь его праздник с жертвоприношения­ми и шествиями.


Культ его, как покровителя и охранителя домашних животных, относится к самому древнейшему варварско­му периоду. Примитивные статуи Пана были снабжены очень реальным символом бога, заботящегося о размно­жении и увеличении стада. Но в те отдаленные времена такой реализм не считался безнравственным. Зато, когда стада не размножались, пастухи осыпали ударами розог изображение нерадивого божества. Пан считался также богом света, шумной музыки и шумного веселья. Только впоследствии, под влиянием орфической поэзии, он является олицетворением Вселенной, а его свирель, о семи трубках, изображала гармонию Вселенной. В царствование Тиберия, как рассказывает предание, раздался однажды громкий горестный крик: «Великий Пан умер, умер великий Пан!», и с тех пор никто не слыхал ничего больше о боге Пане.




1 2