Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3 4

В искусстве у Эрота два совсем различных типа: он то изображается под видом прелестного крылатого ребенка, играющего с матерью (рис. 174), то под видом юноши. В музее Пио-Клементино находится прекрас­ный тип Эрота-юноши. К сожалению, сохранились только голова и плечи (рис. 175). Пракситель первый дал идеальный тип Эрота, послуживший прототипом для всех последующих статуй этого бога. Этот знамени­тый скульптор был большим поклонником прекрасной гетеры Фрины, которая просила его подарить ей самое лучшее из его произведений. Пракситель согласился исполнить ее просьбу, но все не мог решиться указать, которую из своих статуй он считает лучшей. Тогда Фрина прибегла к следующей хитрости: она велела одному из ее рабов прийти сказать Праксителю, что его мастерская объята пламенем; встревоженный художник кинулся к двери, крича, что все плоды его долголетних трудов пропали, если пламя не пощадит его двух статуй — Сатира и Эрота. Фрина успокоила его, сказав, что это было только испытание и что теперь она знает, какие произведения он считает лучшими, и выбрала себе Эрота. Она принесла в дар статую родному своему городу Феспии, только что опустошенному Александ­ром Великим. Статую поставили в храм, посвященный богу любви, и туда стали приезжать из разных стран только для того, чтобы любоваться этим великим произведением искусства. «Феспия, — говорит по этому поводу Цицерон, — превращена теперь Александром в ничто, но в ней появился Купидон Праксителя, и нет путешественника, который не завернул бы в этот город, чтобы посмотреть на эту прекрасную статую». Калигу­ла перенес ее в Рим, а Клавдий возвратил ее феспийцам; Нерон ее вновь отнял, и она погибла при пожаре, уничтожившем большую часть Рима.


Знаменитый скульптор Лисипп изваял также статую Эрота; она была помещена в том же храме, где находилось произведение Праксителя. В храме Венеры в Афинах находилась знаменитая картина Зевксиса, изображавшая бога любви, увенчанного розами. До римского владычества Эрота продолжали изображать юношей, статным и изящным по формам, и только после этой эпохи является он на памятниках искусства в виде крылатого и здорового ребенка. Его отличитель­ные признаки — крылья, лук, колчан со стрелами. Новейшее искусство очень часто изображало Амура. В одной из комнат Ватикана Рафаэль написал его на колеснице, везомой бабочками и лебедями; почти во всех музеях находятся картины этого художника с изображением маленького бога любви и Венеры. Корреджо и Тициан писали Купидона в различных позах и видах, но никто так часто не изображал бога любви, как Рубенс: почти во всех картинных галереях можно встретить его толстеньких, румяных и веселых купидонов. Во французской школе Пуссен, Лесюер, а в особенности Буше являются художниками-специа­листами амуров, прелестных и веселых, но ничем не напоминающих идеальный тип Праксителя. Художник Вьен написал интересную картину, сюжет которой заимствовал с античной картины,— называется она «Торговка амурами» (рис. 176). Прюдон оставил точно так же много картин, сюжетами для которых по­служили различные похождения Амура; Этот божок часто наудачу, подобно слепцу, не видящему цели, пускает свои стрелы, и вот почему поэты называют любовь слепою. Корреджо и Тициан, желая олицетво­рить эту идею, изобразили Венеру, надевающую по­вязку на глаза сыну.


Рис.175.  Амур-юноша. С античного бюста.

Рис.175. Амур-юноша. С античного бюста.


В позднейшие времена Эрота соединяли с Психеей, олицетворяющей человеческую душу и изображавшейся под видом прелестной, нежной девушки с крыльями бабочки. Апулей в своих «Метаморфозах» соединил разнообразные элементы мифа о Психее в одно поэтиче­ское целое. По его словам, у одного царя было три дочери, все красивые, но если для описания двух старших можно было подобрать на человеческом языке подходящие выражения и похвалы, то для младшей этого было недостаточно: красота ее была так со­вершенна, что не поддавалась никакому описанию простого смертного. Жители страны и чужестранцы являлись целыми толпами, привлеченные слухами о ее красоте, и, увидав ее, они преклоняли колени перед ней и воздавали ей такие почести, как будто перед ними была сама Венера. Наконец распространился слух, что это сама Венера, сошедшая на землю с вершин Олимпа Никто не стал больше ездить в Книд, никто не посещал островов Кипр и Кифера, храмы Венеры оставались пустыми, на алтарях не приносили больше жертв, и только когда появлялась Психея, народ принимал ее за Венеру, преклонялся перед ней, осыпал ее цветами, возносил к ней свои мольбы и приносил ей жертвы. Это благоговение перед красотой, так соответствовавшее духу греческого народа, прекрасно выражено в одной из обширных композиций Рафаэля на эту тему (рис. 177). Возмущенная Венера, мучимая завистью к своей счастливой сопернице, решила ее наказать. Она при­звала сына, крылатого бога любви, и поручила ему отомстить за нее той, которая осмелилась оспаривать у нее первенство красоты. Она просила Эрота внушить Психее любовь к человеку, недостойному ее, к самому последнему из Смертных. Обе сестры Психеи вышли замуж за царей; одна только Психея, окруженная толпами поклонников, не находила себе супруга. Отец ее, пораженный этим, спросил у оракула Аполлона, что тому причиной, и получил в ответ приказание вы­ставить дочь на скале, где она должна ожидать брачного союза: ее супругом будет бессмертный, у него крылья, как у хищной птицы, и он, подобно этой птице, жесток и коварен, внушает страх не только людям, но и богам и покоряет их. Повинуясь оракулу, отец отвел Психею на скалу и оставил ее там ожидать таинственного супруга. Дрожа от ужаса, красавица заливалась слеза­ми, как вдруг нежный Зефир приподнял ее и понес на своих крыльях в прекрасную долину, где опустил ее на мягкую траву. Похищение Психеи Зефиром послужило сюжетом для многих картин (рис. 178).


Рис.176.  Торговка амурами. С античной живописи.

Рис.176. Торговка амурами. С античной живописи.




1 2 3 4