Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Адонис и грации

Адонис олицетворяет жизнь растительного цар­ства, пробуждающегося весной и умирающего осенью, а так как, согласно, древним мифам, всюду на земле, куда бы ни ступила нога прекрасной Венеры, тот­час же из-под нее появлялись цветы, то греки соединили узами любви Венеру и Адониса. Это был юноша порази­тельной красоты; он возбудил в Венере страстную лю­бовь к себе, и эта изнеженная, женственная богиня, не желая расставаться с ним, сопутствовала ему повсюду, следовала за ним даже и на охоте. Марс из ревности решил погубить Адониса; Диана предупредила об этом Венеру, которая старалась всеми силами убедить своего любимца отказаться от охоты. Но все ее мольбы оста­лись тщетными: юноша пренебрег ее советами и отпра­вился на охоту.


Сохранилось много фресок и картин, изображающих сборы Адониса на охоту, но скульпторы древних веков редко пользовались этим мифом для своих статуй. На гравированных камнях он встречается чаще, и Адонис везде представлен в образе прекрасного юноши с краси­выми и изящными формами. Художники новейшего времени, напротив того, очень часто вдохновляются мифом об Адонисе. Большою известностью пользуется прекрасная группа Кановы на эту тему. Тициан в своей картине придал Адонису черты лица Филиппа II, для которого она была написана (рис. 169); он выбрал тот момент, когда Адонис, несмотря на мольбы Венеры, покидает ее. Рубенс почти так же трактовал этот сюжет, но у него Купидон (Амур) старается удержать пре­красного охотника. Альбани, Прюдон и много других художников писали на ту же тему.


Рис.169.  Адонис покидает Венеру. С картины Тициана. Париж, Лувр.

Рис.169. Адонис покидает Венеру. С картины Тициана. Париж, Лувр.


Венера, тщетно прождав возвращения Адониса, отправилась на поиски; она искала его повсюду, пробираясь сквозь кустарники; тернии рвали одежды богини и царапали ее лицо и руки до крови; всюду, куда падали капли крови Венеры, вырастали благоухающие розы. Богиня нашла наконец своего любимца, но уже без признаков жизни; она превратила его в цветок анемона. В Лувре находится картина Пуссена, изо­бражающая умирающего Адониса на руках Венеры. Когда Адонис сошел в царство Плутона, все тени пришли в восторг от его красоты, а Персефона влюбилась в него. Венера, вся в слезах, отправилась на Олимп к Юпитеру и принялась умолять его возвратить ей Адониса, но Персефона ни за что не соглашалась отдать его. Властелин богов, желая их примирить, решил, что юноша будет проводить Полгода в жилище смерти, а полгода на земле с Венерой.


Рис.170.  Три грации. С античного барельефа. Париж, Лувр.

Рис.170. Три грации. С античного барельефа. Париж, Лувр.


Этот миф, напоминающий миф о Персефоне, может быть объяснен следующим образом: зима, время года, когда растительное царство умирает или засыпает, есть то время, когда Адонис пребывает с Персефоной; наступает весна, все оживает, прекрасный юноша вновь возвращается к богине красоты. Культ Адониса, перене­сенный из Сирии финикийцами, быстро распространил­ся среди греков. В Афинах и в Александрии был учрежден праздник в честь этого полубога. Он праздновался в начале весны и продолжался целую неделю. В первый день все участвующие в траурных одеждах оплакивали смерть Адониса и исчезнувшую с ним вместе растительность. В остальные же дни радостно праздновали его возвращение на землю. Сохранилось до наших дней несколько гимнов и радостных песен, которые распевались во время этого праздника.


Рис.171.  Три грации. С античной группы. Париж Лувр.

Рис.171. Три грации. С античной группы. Париж Лувр.


На всех памятниках примитивного искусства грации изображены одетыми; на знаменитом барельефе, на­ходящемся в Лувре, они покрыты длинными одеждами (рис. 170), так же как и на всех монетах Римской эпохи. «Напрасно доискивался я,— говорит Павсаний,— какой скульптор или живописец первый изо­бразил их обнаженными. На всех древних памятниках они одеты, и я, право, не понимаю, почему же по­следующие скульпторы и живописцы изменили это. Теперь же все художники изображают их лишенными одежды». Знаменитая античная группа трех граций находится в музее города Сиены. Существует много вариантов этой группы; Луврскому музею принадлежит одно из лучших повторений (рис. 171). На многих фресках в Помпее * изображены грации в их традици­онной позе; этому следовали и Рафаэль, Рубенс и многие знаменитые художники. Канова, Торвальдсен и Прадье изваяли на ту же тему прекрасные мраморные группы; произведение Торвальдсена считается лучшим. Из новейших художников группа Жермена Пилона считается шедевром; его грации покрыты длинными туниками, но позы их совершенно не согласуются с традициями греческого искусства. * Ныне принято название: Помпеи.




1 2