Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

Павсаний в своем описании Фив говорит о том, что с давних времен существовало три различных изо­бражения Венеры. Венера небесная, или божественная, Венера земная и Венера-Прародительница. Черепа­ха, эмблема женского целомудрия, была посвящена небесной Венере, тогда как козел, символ распутства, был посвящен Венере земной. Сохранилась в Помпее фреска, изображающая Афродиту небесную: богиня покрыта одеждой, усеянной звездами, на голове у нее корона, а в руках скипетр. Знаменитый скульптор Скопас изваял по заказу одного города статую земной Венеры; она сидит верхом на козле; подобное же изображение встречается на античных камеях (рис. 162). Эта Венера была особенно чтима в Коринфе, приморском городе, издавна прославившемся красотой своих гетер. Там в храме этой богини приносились жертвы, и там сохранилось несколько интересных посвящений Венере; вот одно из них: «Добродетельная Микарета, которая прежде проводила дни за ткацким станком, заставляя без устали гулять по нем челнок Минервы, посвятила Венере свою рабочую корзинку, веретено, шерсть и все рабочие принадлежности. Она сожгла их на алтаре богини, говоря: «Исчезните вы все, инструменты труда, допускающие умирать с голоду тружениц и заставляющие увядать и блекнуть красоту бедных девушек!» Затем она украсила чело свое цветами, взяла в руки лютню и стала вести веселую, полную наслаждений жизнь, проводя время в пирах и праздниках».


Рис.162.  Венера земная. С античной камеи.

Рис.162. Венера земная. С античной камеи.


Остров Кипр также славился своими гетерами. Живущий там скульптор Пигмалион был так возмущен наглостью и испорченностью кипрских женщин, что решил оставаться одиноким на всю жизнь; Но так как в его воображении жил образ идеальной женщины, то он вырезал из слоновой кости статую, в которой соединялись красота форм и чистое, целомудренное выражение. Статуя эта так нравилась самому творцу, что он влюбился в нее, но ей не хватало жизни, а всем живым женщинам, которых он видел, не хватало чистоты, стыдливости. В один из праздников в честь Венеры Пигмалион отправился в храм этой богини, принес ей жертву и стал умолять ее о том, чтобы она дала ему в супруги такую же совершенную женщину, как была совершенна его статуя. По-видимому, богиня затруднялась найти таковую среди живущих, и, желая исполнить просьбу художника, она прибегла к чуду. Когда Пигмалион возвратился домой, он подошел поцеловать свою статую (рис. 163), и — о чудо! — под его поцелуями она ожила. Этот поэтический миф во все времена служил темой для многочисленных художе­ственных произведений.


Рис.163.  Пигмалион оживляет статую. С картины Жиродэ.

Рис.163. Пигмалион оживляет статую. С картины Жиродэ.


Вначале Венеру никогда не изображали совершенно обнаженной. Поэтому Пракситель возбудил своей ста­туей всеобщее удивление, и даже удивление самой Венеры, которая воскликнула при виде статуи: «Меня видели обнаженной Парис и Адонис, но где и когда мог меня видеть Пракситель?» Плиний рассказывает, что Пракситель, исполняя заказ жителей города Кос, изваял две статуи: одну одетую, другую обнаженную. Они выбрали первую, а художник продал вторую жителям города Книд, и это знаменитое произведение искусства стало для них источником славы и благоден­ствия, потому что, как говорит Плиний в своих записках, изо всех частей земли прибывали в город Книд путешественники, желавшие полюбоваться ста­туей Венеры.


Рис.164.  Медальоны с Венерой Книдской. Композиция Сент-Обена.

Рис.164. Медальоны с Венерой Книдской. Композиция Сент-Обена.


Поэты и прозаики оставили нам бесчисленное количество самых восторженных описаний этой статуи. По словам одного из них, гордая Юнона и мудрая Минерва, посмотрев на нее, вскричали: «Не будем больше винить Париса!» К сожалению, этой статуи не существует больше, но так как она служила для многих художников прототипом для их Венер, то почти во всех музеях можно видеть повторения, весьма близкие к оригиналу (рис, 164), кроме того, сохранилось много монет, на которых воспроизведена знаменитая статуя.


Рис.165.  Венера Капитолийская. С античной статуи.

Рис.165. Венера Капитолийская. С античной статуи.




1 2 3