Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

Венера, или Афродита

Рожденная из морской пены, окрашенной кровью раненого Урана, богиня красоты Венера, или Афродита, была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Киферы, а затем на остров Кипр, ставший любимым местопребыванием этой богини. По преданию, всюду, где бы она ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы, и обаянию ее красоты покорялись все: боги, люди и даже звери. Существует несколько разноречивых сказаний о рождении Венеры. Но художники, изображая это рождение, представляют ее всегда выходящей из морской пены. На античных картинах богиня обыкновенно лежит в простой ракови­не. На монетах она изображается на колеснице, везомой тритонами; наконец, на многочисленных барельефах богиня является в сопровождении морских коней или морских кентавров.


В XVIII веке французские художники, и главным образом Буше, любили изображать этот поэтический миф на плафонах и декоративных картинах (рис. 159). Рубенс написал замечательную по свежести колорита и блеску красок картину «Праздник Венеры»; она находится в Венском музее. Из произведений новейших художников большою известностью пользуется картина Бугро «Рождение Венеры». Туалет Венеры — излюб­ленный сюжет для художников и поэтов. Горы, или часы, занимаются воспитанием прелестной богини, а грации присутствуют при ее туалете и помогают ей. «Она — самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, ее прекрасные очи сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит Венеру одол­жить ей этот пояс. Ее золотые украшения горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают» (Готфрид Мюллер). Множество картин изображают туалет Венеры и прислуживающих ей граций. Все лучшие художники позднейших времен писали на эту тему, в том числе Буше, Прюдон, Рубенс, Альбани, Тициан и много других.


Рис.159.  Рождение Венеры. С картины Буше.

Рис.159. Рождение Венеры. С картины Буше.


Культ Афродиты, по мнению многих ученых-исследователей, был занесен в Грецию из Сирии, где почитали подобную же богиню под именем Астарты. Когда греческое искусство перешло от грубых и бес­форменных примитивных изображений Афродиты к бо­лее совершенным, оно стало стремиться к созданию идеального типа, в котором бы соединялись и во­площались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило эту богиню воображение греков, этих страстных поклонников красоты. Богиню стали изображать сидящей на троне, она обыкновенно по­крыта длинной одеждой, складки которой, мягко ниспадая, отличаются особым изяществом; вообще отличительный признак всех статуй Афродиты есть именно изящество, элегантность драпировок и движе­ний. Во всех произведениях школы Фидия и его последователей в типе Афродиты выражена главным образом женственность ее натуры, и чувство любви, которое она должна возбуждать, есть чувство чистое и продолжительное, не имеющее ничего общего с вспышками чувственными. И только позднейшее аттиче­ское искусство стало трактовать и видеть в Афродите именно только олицетворение женской красоты и чув­ственной любви, а не могущественную богиню, по­коряющую силой своей прелести и женственности всю Вселенную.


Рис.160.  Венера морская. С античной статуи.

Рис.160. Венера морская. С античной статуи.


Вот что говорит Овидий о всемогуществе Афродиты: «Она дает оплодотворенные семена растениям, она первая соединила общественной и семейной жизнью людей, раньше отличавшихся грубостью и жестокостью, она научила каждое живое существо искать союза с другими существами. Ей обязаны мы размножением птиц и животных. Благодаря ее могуществу живут и размножаются рыбы и все живущие в безбрежных морях и других водах (Венера морская) (рис. 160 и 161). Она первая придала людям более мягкую, приятную внешность, она же ввела украшения и за­боты о наружности».


Рис.161.  Венера купающаяся. Париж, Лувр.

Рис.161. Венера купающаяся. Париж, Лувр.




1 2 3