Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

Во время Троянской войны Юнона относилась враждебно к троянцам и покровительствовала грекам. Видя, что Гектор побеждает греков и те почти уже гибнут, она решилась помочь им, но Юпитер запретил богам принимать участие в этой войне и с вершины Гарганской горы зорко следил за послушанием богов. Юнона придумала тогда следующую хитрость: она попросила у Венеры ее пояс, обладающий даром придавать той, на которой он был надет, поразительную и неотразимую красоту. Надев его, она отправилась к Юпитеру, не привыкшему видеть свою строптивую супругу такой ласковой и пленительной. Он заснул, усыпленный ласками Юноны, которая воспользовалась этим, чтобы помочь грекам, и троянцы быстро потеряли все свои преимущества. Проснувшись, Юпитер увидел, что произошло во время его сна, понял все козни богини и пригрозил ей тем же наказанием, какому она уже раз подвергалась, но зло, причиненное ею троянцам, было уже непоправимо.


Главной причиной всех супружеских несогласий была ревность Юноны, вызываемая похождениями Юпитера и его бесчисленными браками с разными богинями, нимфами и даже простыми смертными. Ее же ревности обязан павлин тем, что считается птицей Юноны. Однажды богиня, не видя Юпитера на его обычном месте, на Олимпе, стала искать его и вскоре заметила на земле, близ реки Инах, необыкновенно темное облако. Она спустилась на землю, желая рассеять это облако и посмотреть, что там происходит. Юпитер действительно находился там, преследуя прекрасную Ио, дочь реки Инах. Он окружил себя темным облаком, чтобы скрыться от глаз ревнивой Юноны; заметив, что облако рассеивается, и подозревая, что богиня его открыла, он превратил Ио в белую корову. На вопрос Юноны он рассказал ей, что любуется этой коровой, которую только что произвела земля. Богиня пожелала ее иметь, и Юпитер, не имея причин отказать ей в таком, по-видимому ничтожном, подарке, должен был отдать Ио. Юнона поручила Аргосу стоглазому стеречь корову; он закрывал всегда только два глаза, а остальные следили за бедной повсюду.


Древнее искусство не могло никак олицетворить этот миф, не поддающийся пластическому искусству, и на камеях Аргос представлен лишь под видом старика, пасущего корову (рис. 23).


Рис.23. Аргос и Ио. С античном камеи.

Рис.23. Аргос и Ио. С античном камеи.


Юпитер, возмущенный этим постоянным надзором, захотел избавить от него несчастную Ио; он призвал Меркурия (рис. 24) и приказал ему убить Аргоса. Вот как рассказывает об этом Овидий: Меркурий, исполняя приказание своего повелителя, спустился на землю, взяв с собой свой жезл (кадуцей), обладающий свойст-вoм усыплять. Он стал пасти коз, играя на флейте, неподалеку от Аргоса, которому эти звуки доставили большое удовольствие, а потому он пригласил Меркурия занять место подле него, говоря, что ему не найти лучшего пастбища и более тенистого места. Меркурий принял это предложение и продолжал играть. Замечая, что сон почти одолевает Аргоса, он пустил в ход свой жезл, и вскоре сон закрыл все глаза бдительного стража. Тогда, взяв свой меч, он отрезал, ему голову. Юнона, огорченная потерей своего верного служителя, собрала все его глаза и разместила их на крыльях и хвосте птицы, с тех пор посвященной ей, где они блестят подобно звездам (павлин).


Рис.24. Юпитер повелевает Меркурию убить Аргоса. С античной камеи.

Рис.24. Юпитер повелевает Меркурию убить Аргоса. С античной камеи.


Несколько античных камей изображают этот миф, но самая интересная — та, где изображен Меркурий, отрезывающий голову Аргоса, туловище которого испещрено его многочисленными глазами; вдали убегает корова, ужаленная слепнем, а павлин сидит на дереве (рис. 25).


Рис.25. Меркурий убивает Аргоса. С античной камеи.

Рис.25. Меркурий убивает Аргоса. С античной камеи.


Неумолимая богиня и тут не прекратила своих преследований; она приказала одной из фурий, под видом слепня, беспрестанно жалить Ио, которая, тщетно пытаясь избавиться от насекомого, достигла берегов Нила, где, изнемогая от усталости, упала. Тогда Юпитер стал просить Юнону прекратить преследования; богиня согласилась с тем только условием, чтобы Ио никогда больше не возвращалась в Грецию. Она осталась в Египте, где ей стали воздавать божеские почести под именем богини Исиды (корова).


Миф о превращении нимфы Ио, а главным образом рассказы о Меркурии и Аргосе служили темой для многих произведений новейших веков. Тициан выбрал для своей картины тот момент, когда Юнона видит Ио, превращенную в корову. Рубенс повторял несколько раз свою знаменитую картину (теперь в Дрезденской галерее) «Меркурий убивает Аргоса». Веласкес передал по-своему этот рассказ: Аргос изображен у него под видом молодого испанского пастуха, уснувшего под звуки флейты, а Меркурий осторожно подкрадывается к нему, чтобы отрезать ему голову; Ио, под видом коровы, равнодушно смотрит на них.




1 2 3