Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

Юнона (Гера)

Гера, или Юнона, сестра и супруга Юпитера, есть тот женский тип в мифологии, который соответствует по своим качествам и свойствам властелину неба — Юпитеру. Она прежде всего — покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений, в то время как Юпитер является охранителем общественных учреждений. Греки первые ввели единобрачие (моногамию), тогда как до них всюду царило многобрачие (полигамия); поэтому Юнона, как покровительница моногамии, является у греков как бы олицетворением протеста против полигамии. В поэтических произведениях она представляется обладательницей гордого, упрямого и сварливого характера; искусство же придает ей всегда строгую и величественную красоту. Уже на самых древних изображениях является она с покрывалом; сначала это покрывало окутывало всю ее фигуру. Фидий в своем Парфенонском фризе изобразил ее уже с откинутым назад покрывалом. Главные атрибуты этой богини — покрывало (рис. 20), диадема (рис. 21), павлин и кукушка.


Рис.20. Юнона с покрывалом. С античной монеты.

Рис.20. Юнона с покрывалом. С античной монеты.


Юнона всегда покрыта одеждой с ног до головы; только часть шеи и руки обнажены; она высокого роста, со спокойными и размеренными движениями; красота ее строгая и величавая; у нее роскошные волосы и большие широко открытые глаза, почему ее называли Герой волоокой.


Рис.21. Юнона в диадеме. С античной монеты.

Рис.21. Юнона в диадеме. С античной монеты.


Самым замечательным и типичным ее изображением считается колоссальная статуя Поликлета, изваянная им для храма в честь этой богини в Аргосе. Вот как описывает эту статую поэт Марциал: «Поликлет, эта Юнона — чудо твоего искусства, главное основание твоей славы, — сам Фидий позавидовал бы твоему резцу. Ее красота так величественна, что на вершине Иды Парис не колеблясь признал бы ее превосходство над всеми богинями, и они должны были бы признать себя побежденными. Поликлет, если б Юпитер не любил своей Юноны, он бы полюбил твою!» Колоссальная статуя Юноны, находящаяся теперь в Риме, считается лучшим ее изображением, сохранившимся до наших дней (рис. 22).


Рис.22. Юнона. С античной статуи. Рим.

Рис.22. Юнона. С античной статуи. Рим.


Юнона олицетворяет в физическом порядке влагу, или, скорее, влажность воздуха, вот почему Ирида, олицетворение радуги, считается ее прислужницей. Ирида одевает богиню и приготовляет ей ванну; главная же ее обязанность — исполнять поручения царицы неба. Она носится по воздуху с быстротой ласточки, и дорога, по которой она пробегает, есть та дуга, которую описывает радуга. В искусстве Ирида изображается крылатой молодой девушкой; подобно Меркурию (Гермес), у нее крылья на пятках и кадуцей (Меркуриев жезл) в руках. Лишь на нескольких очень древних памятниках сохранились ее изображения.


Изображение кукушки на верхушке скипетра Юно-ны объясняется следующим мифом: гордая Юнона долго не соглашалась уступить просьбам Юпитера сделаться его супругой; тогда повелитель богов, желая ее умолить, принял вид кукушки, вызвал сильную бурю и, дрожа от холода, весь мокрый, прилетел к ногам богини, ища приюта, где бы ему укрыться. Сострадательная богиня, тронутая несчастным видом птицы, подняла ее и отогрела у себя на груди. Тогда бог принял свой обычный вид, а Юнона, на которую, вероятно, подействовало такое оригинальное объяснение в любви, стала его женой. С тех пор, как бы в воспоминание этого происшествия, кукушка является на памятниках искусства одним из отличительных признаков этой богини.


Изображение кукушки на верхушке скипетра Юноны объясняется следующим мифом: гордая Юнона долго не соглашалась уступить просьбам Юпитера сделаться его супругой; тогда повелитель богов, желая ее умолить, принял вид кукушки, вызвал сильную бурю и, дрожа от холода, весь мокрый, прилетел к ногам богини, ища приюта, где бы ему укрыться. Сострадательная богиня, тронутая несчастным видом птицы, подняла ее и отогрела у себя на груди. Тогда бог принял свой обычный вид, а Юнона, на которую, вероятно, подействовало такое оригинальное объяснение в любви, стала его женой. С тех пор, как бы в воспоминание этого происшествия, кукушка является на памятниках искусства одним из отличительных признаков этой богини.


Несмотря на то, что Юнона — основательница и покровительница браков и брачной жизни, ее супружеская жизнь проходит почти в постоянных спорах и неладах с Юпитером, которому приходится останавливать ее и даже наказывать. В особенности в «Илиаде» Гере придан сварливый, упрямый и строптивый характер; она гордится своими высокими достоинствами и своими супружескими правами, предъявляет Зевсу такие требования, которые он не может и не хочет исполнить. Она часто противоречит повелителю богов, и так как она ничего не может достигнуть силой, то большей частью прибегает к хитрости. Однажды в сообщничестве с Нептуном (Посейдон) решила она лишить Зевса верховной власти; и им удалось даже заключить бога в оковы, но Фетида, одна из нереид, призвала на помощь Юпитеру Бриарея, один вид которого заставил Юнону отказаться от ее замысла. Разгневанный Юпитер повесил ее на золотой цепи между небом и землей, привесив к ногам тяжелую наковальню. Этот миф изобразил Корреджо на одной из своих картин, находящейся теперь в Парме.




1 2 3