Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Марс, или Арес

Марс, или Арес, кровожадный бог войны, не был особенно почитаемым у греков; в одной воин­ственной Спарте имел он некоторое значение. И только римляне установили настоящий культ Марса, бога войны. Тип Афины-Паллады более подходил к характеру и мяг­ким мирным нравам эллинов; эта богиня олицетворяет правильную войну, ведомую за правое дело или в защиту угнетенных, а Марс — воплощение крово­жадности и ужасов войны: он не разбирает, на чьей стороне справедливость, и старается только увеличить число жертв и усилить смятение. По странной случай­ности, древние искусства никогда не изображали этого бога сражающимся, а всегда в мирной позе, как бы отдыхающим после битв. Иногда, подобно Минерве, он держит в руке статую Победы и оливковую ветвь (рис. 156). Чаще же всего Марс изображается с блестя­щим шлемом на голове и с мечом или копьем в руке. У греков очень редко встречаются отдельные статуи Марса, и только скульптор Алкамен Афинский изваял, наконец, настоящий тип бога войны, послуживший потом прототипом для всех последующих изображений Марса. Он изображен на статуе Алкамена статным, сильным мужем, с короткими вьющимися волосами и с мрачной думой на челе. Отличительные признаки этого бога — щит, копье, оливковая ветвь, волк и дятел.


Сохранилось немало памятников искусства, изо­бражающих союз Марса и Венеры. Рубенс написал на эту тему две прекрасные картины; одна из них находится в музее во Флоренции. Марс принимал деятельное участие в войне богов с великанами, он победил нескольких из них, но, в свою очередь, был взят в плен великанами Отом и Эфиальтом, которые держа­ли его в оковах в продолжение 13 месяцев. Группа скульптора Флаксмена изображает скованного бога, охраняемого великанами (рис. 157).


Рис.156.  Марс. С античной камеи.

Рис.156. Марс. С античной камеи.


Грубого Марса могла победить только богиня красоты Венера (рис. 158). Союз войны с любовью, силы с красотою отвечал вполне греческому духу, и от союза Марса с Венерой родились дочь Гармония и Эрот, или Амур, бог любви. Римские художники чаще и охотнее всего изображали Марса, под­дававшегося обаянию богини красоты. На многих картинах этим богам приданы черты царствовавших в то время цезарей и их жен. Из новей­ших произведений пользуется большой известностью карти­на Пуссена в Лувре.


Рис.157.  Скованный Марс, охраняемый великанами. По Флаксмену.

Рис.157. Скованный Марс, охраняемый великанами. По Флаксмену.


Марс, являющийся, по сказаниям, противником греков во время Троянской войны, был ранен Диоме­дом. Дротик, пущенный этим греческим героем, был на­правлен Минервой в Марса; почувствовав сильную боль, бог войны испустил крик, подобный воинственно­му крику 10000 сражающихся воинов, и отправился к Юпитеру жаловаться на Минерву. Но повелитель богов принял его весьма немилостиво, говоря: «Непо­стоянный и кровожадный бог, перестань беспокоить меня своими жалобами; из всех жителей Олимпа я тебя одного ненавижу, ты любишь только распри, войну и убийство. Ты унаследовал строптивый и неуживчи­вый характер твоей матери Юноны, которую я не всегда могу заставить повиноваться моей воле. Страдание, испытываемое тобою теперь, только плоды ее советов». В Лувре находится небольшая картина Давида, изо­бражающая Диомеда, только что бросившего дротик, и Марса, раненного, покрытого кровью.


Рис.158.  Марс и Венера. С античной группы.

Рис.158. Марс и Венера. С античной группы.


Культ Марса был очень распространен среди рим­лян. Полководцы, отправляясь на войну, шли в храм этого бога просить его помощи против врагов; они дотрагивались до его щита и копья, повешенных над жертвенным алтарем, и громко произносили: «Бодр­ствуй, Марс!» Особенные жрецы — салии (плясуны, или пляшущие), учрежденные Нумой Помпилием, исполняли в этих храмах разные обряды, охраняли анцилии (щиты) и устраивали торжественные про­цессии по городу, сопровождаемые пляской и пением. Согласно преданиям, во время страшной чумы, опусто­шавшей Рим, с неба упал щит, и чума прекратилась после того, как этот щит (анцилия) был торжественно обнесен вокруг города. Тогда по его образцу было изготовлено еще 11 щитов, которые раз в году, во время праздников в честь Марса, обносились салийскими жрецами вокруг города.




1 2