Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

В искусстве не существует точного и определенного типа Персея; он по своей природе и качествам более всего подходит к Меркурию, с которым имеет и много общего в одежде. В эпоху Возрождения Бенвенуто Челлини изваял статую «Персей-победитель» (рис. 150). Герой попирает ногами туловище Медузы и дер­жит в руке ее голову. Статуя эта считалась шедевром Челлини. В начале нашего века Канова изваял Персея по заказу итальянского правительства, но его произве­дение по достоинствам считается ниже Бенвенуто Челлини.


Рис.152.  Персей показывает Полидекту голову Медузы. Живопись на вазе.

Рис.152. Персей показывает Полидекту голову Медузы. Живопись на вазе.


Несколько орфических поэм рассказывают очень поэтичный миф о том, как трава, обагренная кровью Медузы, превратилась в твердый, камнеподобный коралл: «Персей, храбрый герой с золотым мечом, победил страшную Медузу, но даже на мертвую он не решился взглянуть, потому что одного взгляда на отрубленную голову было достаточно для того, чтобы отправиться в мрачное жилище смерти. Обрызганный кровью герой подошел к берегу моря, желая очиститься в его водах. Он положил еще теплую и трепещущую голову Медузы на траву, и вся трава кругом про­питалась тотчас же до корней ее кровью; трава не утратила своей формы, но как бы окаменела и пре­вратилась из зеленой в кроваво-красную. Пораженный Персей призвал Минерву полюбоваться на это чудо, и таким образом и появился коралл». Положив голову Медузы в сумку, Персей с помощью крылатых сандалий поднялся в воздух, а кровь Медузы, капавшая из сумки, падала на африканскую землю, породила гадов и страш­ных змей, которыми так богата эта страна. Герой пролетел всю Вселенную, от того места, где солнце восходит, до царства Атланта. Великан, которому было предсказано, что какой-то сын Юпитера похитит золотые яблоки его Гесперидского сада, хотел его прогнать. Оскорбленный Персей, чувствуя, что борьба с этим великаном будет ему не по силам, показал ему голову Медузы; лишь только Атлант взглянул на нее, как сейчас же окаменел и превратился в огромную гору, а борода его и волосы обратились в деревья (Овидий).


Рис.153.  Нимфы ухаживают за Пегасом. Помпеиская живопись.

Рис.153. Нимфы ухаживают за Пегасом. Помпеиская живопись.


Летя дальше, Персей увидал прекрасную деву, прикованную к скале: это была несчастная Андромеда, дочь царя Эфиопии. Ее мать, красавица Кассиопея, возгордившись своей красотой, вздумала оспаривать первенство у Юноны. Мстительная и ревнивая супруга Юпитера попросила Нептуна послать в эту страну морское чудовище, пожиравшее и истреблявшее все и всех, прибывающих к берегам Эфиопии. Амонский оракул предсказал, что эта кара будет продолжаться до тех пор, пока не отдадут на съедение чудовищу Андромеду, и несчастная была привязана к скале нереидами. Персей отвязал ее и вступил в бой с морским чудовищем. Поднявшись, опять-таки бла­годаря своим крылатым сандалиям, над поверхностью моря, Персей стремительно спустился на спину чудовища и всадил ему в плечо свой острый меч.


Рис.154.  Пегас. С античной монеты.

Рис.154. Пегас. С античной монеты.


Освобождение Андромеды Персеем послужило темой для многочисленных произведений искусства. На древних памятниках Андромеда изображалась привязанной к скале и покрытой длинными, одеждами. Новейшие художники трактовали этот же сюжет несколько иначе. У них Андромеда лишена всякой одежды; у Паоло Веронезе и Рубенса Персей спускается с небес, соби­раясь поразить чудовище. Прекрасная группа в Лув­ре, работа Пюже, пред­ставляет тот момент, когда герой развязывает узы Андромеды (рис. 151). Обрадованный спасением дочери, царь Эфиопии устраивает брачный пир, но так как он уже прежде обещал Андромеду своему брату Финею, то тот во главе многочисленных воинов врывается в залу пира и на­падает на Персея. Видя себя окруженным много­численными врагами, герой вытаскивает голову Меду­зы, говоря, что те, кто за него, должны отвернуться и не смотреть на то, что у него в руках; все же враги его, взглянув на Медузу, окаменели.




1 2 3