Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

Горгоны и Персей

У Акрисия, царя аргосского, внука одной из да­наид, была дочь, красавица Даная. Ему было предсказано, что внук лишит его престола. Он поэтому заключил дочь в медную башню, куда никто из смертных не мог проникнуть. Юпитер, увидав ее, проник к ней под видом золотого дождя. Этот миф вдохновлял многих художников. Тициан изобразил Юпитера, окруженного облаками и рассыпающего золото целыми пригоршня­ми. Корреджо поместил подле Данаи Амура, который помогает ей собирать золотой дождь. Аннибале Карраччи подобным же образом трактовал этот сюжет.


У Данаи родился от ее союза с Юпитером Персей. Акрисий, узнав это, велел посадить Данаю вместе с сыном в бочку и бросить в море. Бочку прибило к берегам острова Сериф; рыбак, найдя там живых людей, отвел их к Полидекту, царю острова, который принял их очень дружески, но, прельстившись красо­тою Данаи, решил избавиться от Персея, желая овладеть его матерью. Он приказал юноше отправиться к горгонам и привезти ему голову одной из них, страшной Медузы. Понимая все опасности этого пред­приятия, Персей обратился за советом к мудрой Афине-Палладе и хитроумному Меркурию (Гермес). Они снабдили, его шлемом-невидимкой Плутона, крылаты­ми сандалиями Меркурия, острым мечом, имеющим форму серпа, и сумкой. Афина дала ему, кроме того, отполированный щит, в котором все можно было видеть, как в зеркале. Это последнее было необходимо для Персея, который не должен был смотреть на Медузу, обладавшую даром превращать в камень всех, кто осмеливался взглянуть на нее.


Рис.149.  Пегас и Хрисаор выходят из головы Медузы. Живопись на древней вазе.

Рис.149. Пегас и Хрисаор выходят из головы Медузы. Живопись на древней вазе.


Горгоны были три сестры, страшные чудовища, внушающие всем ужас. По словам Эсхила, это были крылатые девы, ненавистные всем смертным, и на которых никто не мог смотреть, не окаменев от ужаса. Из них одна только Медуза была смертная, но она была еще ужаснее сестер, потому что на голове у нее вместо волос вились и кишели змеи. Для того чтобы до них добраться, Персею пришлось обмануть бдительность двух * сестер грай, олицетворяющих старость и рож­денных уже седыми. Они обладали одним только глазом, который передавали друг другу, когда поочеред­но охраняли жилище горгон. Воспользовавшись шле­мом-невидимкой, Персей украл у них единственный глаз, и слепые стражницы не могли помешать ему войти во дворец, наполненный окаменелыми людьми. Доб­равшись до Медузы, Персей, смотря только на свой щит, в котором отражалось страшилище, одним ударом острого меча отрубил ей голову и тотчас же спрятал ее в сумку. * Вариант: трех.


Рис.150.  Персей. Группа Челлини. Флоренция.

Рис.150. Персей. Группа Челлини. Флоренция.


На многих монетах и барельефах изображены все предосторожности, которые предпринимал Персей для того, чтобы не смотреть на Медузу и таким образом избегнуть ожидавшей его участи. У Медузы не было детей, но она была в союзе с Нептуном, который посещал ее, превращаясь в коня. Когда Персей отрубил ей голову, то из обезглавленного туловища вместе с целым потоком крови вышли Пегас, крылатый конь, и таинственное страшилище Хрисаор.


Рис.151.  Персей и Андромеда. Париж, Лувр.

Рис.151. Персей и Андромеда. Париж, Лувр.


Об этом последнем известно только, что он был отцом страшной Эхидны и дедом Химеры, Кербера и лернейской гидры. Появление Пегаса и Хрисаора изображено в архаическом стиле на одной очень древней вазе (рис. 149). Вообще миф о Персее и его победе над Медузой очень часто трактовался как древними, так и новейшими художниками. В особенно­сти в древние века этот миф пользовался большою популярностью; сохранилось до наших дней несколько скульптурных изображений самого раннего периода, когда искусство было в самом зачаточном состоянии.




1 2 3