Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3 4

Знаменитая статуя Фидия, Афина Парфенонская, была изваяна из слоновой кости и золота. Богиня стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Она держала в одной руке копье, а в другой — статую богини победы Нике. На шлеме у нее был сфинкс — эмблема бо­жественного разума; по бокам его были изображены два грифона; над забралом — восемь коней, несущихся во весь опор, — символ быстроты мысли. Голова и руки богини были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользо­ваться этим сокровищем. На наружной стороне щита, поставленного у ног богини, была изображена битва афинян с амазонками, на обратной стороне — борьба богов с великанами; миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале. Минерва скульптора Зимара, бывшая на выставке в Салоне в 1855 г. (рис. 147), есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по опи­санию Павсания, дошедшему до нас. Прекрасная бронзовая статуя Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одною из самых замечательных и красивых древних статуй, сохранившихся до нашей эпохи (рис. 148).


Рис.148.  Минерва. С античной статуи. Турин.

Рис.148. Минерва. С античной статуи. Турин.


Целомудренная богиня Афина никогда не изо­бражалась древними художниками обнаженной, и если некоторые современные художники и представляют ее в этом виде в своих произведениях, например «Суд Париса», то это по незнанию древних традиций. Ее никогда не касались стрелы Эрота, который ее всегда избегал и оставлял в покое. Венера, недовольная тем, что ее шаловливый сын не делает даже попытки ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала его за это упреками. Он оправды­вается, говоря: «Я боюсь ее, она страшная, глаза ее зорки, а вид ее мужествен и величествен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к ней, чтобы задеть ее моей стрелой, она вновь пугает меня своими мрачными взорами; кроме того, у нее на груди такая страшная голова; и я в страхе роняю мои стрелы и дрожа бегу от нее» (Лукиан).


Минерва нашла однажды оленью кость, сделала флейту, стала извлекать из нее звуки, доставлявшие ей большое удовольствие. Но, заметив, что при игре у нее раздуваются щеки и некрасиво оттопыриваются губы, она, не желая так обезображивать свое лицо, забросила свою флейту, прокляв заранее того, кто найдет её и будет на ней играть. Ее Нашел Марсий и, не обращая внимания на проклятие богини, принялся играть на ней и стал хвалиться своим талантом, вызывая самого Аполлона на состязание с ним. Он не избежал страшной кары за свое ослушание и высокомерие.


Когда Афина является покровительницей ремесел и всяких женских работ, она носит название Минервы-работницы, или Эрганы. Тканье разных тканей было одним из главных промыслов афинян, но азиатские ткани всегда ценились выше по тонкости и изяществу работы; это соперничест­во между двумя странами породило: поэтический миф о соперничестве между Арахной и Афиной. Арахна была незнатного происхождения, ее отец был простой красильщик родом из Лидии, но она славилась своим искусством ткать красивые и тонкие ткани; она умела ровно и быстро прясть, а также украшать свои ткани всевозможными вышивками. Всеобщие похвалы так вскружили ей голову и она начала так гордиться своим Искусством, что вздумала состязаться с Афиной, хваста­ясь, что может ее победить. Богиня, приняв вид старухи, пришла к гордой ткачихе и стала ей до­казывать, как опасно для простой смертной оспаривать первенство у богини, но Арахна ей дерзко ответила, что, явись перед нею сама Афина, она сумеет и ей доказать свое превосходство. Минерва приняла этот вызов, и они принялись за работу. Богиня выткала на своем станке историю своей распри с Нептуном, а дерзкая Арахна изобразила на своих тканях разные любовные по­хождения и превращения богов, но при этом работа ее была исполнена с таким совершенством, что богиня не могла отыскать в ней ни малейшего недостатка. Рассерженная и забыв, что она должна быть справедли­ва, Минерва в пылу гнева ударила ткачиху челноком по голове. Арахна не могла перенести подобного оскорбле­ния и повесилась. Афина превратила ее в паука, который вечно ткет свои тончайшие паутины. Этот миф указывает на превосходство восточных тканей: Арахна, лидийка по происхождению, все же одержала победу над афинской Минервой, и если она была наказана, то не как работница, а только за свое высокомерное желание тягаться с богиней.




1 2 3 4