Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3 4

Чтобы примирить обоих противников, Кекроп ре­шил выбрать того из них, кто изобретет самый полезный предмет. Нептун ударил своим трезубцем, и появился источник морской воды; затем он сотворил коня, как бы желая дать понять, что народ, покровителем которого он будет избран, станет воинственным племенем и будет заниматься мореплаванием. Но Афина превратила дикого коня в домашнее животное, а от удара ее копья по земле появилось оливковое дерево; покрытое плодами, указывая этим, что ее народ будет сильным и могучим благодаря земледелию и промышленности. Кекроп обратился тогда к народу, прося его самого решить, которого из богов он желает избрать своим покровителем. Народ прибегнул к все­общему голосованию, причем все мужчины подавали голос за Нептуна, а женщины — за Минерву; одной женщиной оказалось больше, Минерва одержала по­беду, и город был ей посвящен. Но, опасаясь гнева Нептуна, пригрозившего поглотить своими волнами Афины, жители воздвигли и ему храм, и вот каким образом афиняне в одно и то же время стали земле­пашцами, мореплавателями и промышленниками.


Рис.146.  Минерва. С фрески в Геркулануме. Неаполь.

Рис.146. Минерва. С фрески в Геркулануме. Неаполь.


Минерва была главным божеством для афинян, и Акрополь считался ее священной горой. Культ Минервы существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения. Сохрани­лось много монет с изображением головы Минервы; на одной из них изображена также сова — птица, по­священная этой богине (рис. 143). Известный ученый Готфрид Мюллер говорит, что идеальным типом Афины-Паллады является статуя Фидия — Афина Парфенонская. Черты лица этой статуи стали прототипом всех статуй Минервы. Знаменитый ваятель изобразил ее со строгими, правильными чертами: у нее высокий и открытый лоб; длинный, тонкий нос; линии рта и щек несколько резкие; широкий, почти четырехугольный подбородок; глаза, опущенные долу; волосы просто откинуты по сторонам лица и вьются слегка по плечам. Минерва часто изображается в шлеме, украшенном четырьмя конями, показывая этим, что она примири­лась с Нептуном, которому была посвящена лошадь. Богиня всегда носит эгиду с головою горгоны (Меду­зы), она всегда украшена драгоценностями, и ее наряд очень роскошный. На одной из античных камей (рис. 144) на богине кроме блестящей эгиды надеты богатое колье из желудей и серьги в виде виноградных гроздей. Иногда на монетах ее шлем украшен фантасти­ческим чудовищем со змеиным хвостом (рис. 145). Она всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам. Обыкновенное оружие Минервы — копье, но иногда она держит в руке громовые стрелы Юпитера, она также часто держит на руке статую Нике — богини победы. Художники древ­них веков изображали охотнее всего Афину-Палладу. На самых древних памятниках она изображается с поднятым щитом и копьем. Эгида, которую она всегда носит, есть не что иное, как шкура козы, на которую она прикрепила голову Медузы; эта эгида заменяет ей иногда щит. Олицетворяя в физическом порядке мол­нию, Минерва должна носить эгиду как отличительный признак; на архаических статуях она употребляет эгиду вместо щита; в эпоху золотого века греческого искусст­ва она носит эгиду на груди. Голова Медузы — также один из отличительных признаков этой богини и изображается или на эгиде, или на шлеме. Эта голова должна была намекать на то, какой ужас овладевал врагами богини, когда она появлялась перед ними. На одной фреске, открытой в Геркулануме, богиня одета в пеплос, ниспадающий на хитон грубыми и неизящными складками; она закрыла левую руку эгидой и готова вступить в бой (рис. 146).


Рис.147.  Афина-Паллада Фидия. В копии Зимара.

Рис.147. Афина-Паллада Фидия. В копии Зимара.




1 2 3 4