Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

У Прометея был брат Эпиметей, или «задним умом крепкий». Опасаясь какой-либо мести Юпитера, Про­метей посоветовал брату ничего не принимать от властелина Олимпа. Но Юпитер желал исполнить свою угрозу и послать именно через посредство Эпиметея человечеству ужасный бич, который был бы для него источником мучения и вместе с тем предметом страст­ных желаний благодаря соблазнительной и привлека­тельной внешности. Вот, по словам Гесиода, почему и была сотворена женщина. «Повинуясь Юпитеру, хромой Вулкан вылепил из земли образ девственницы; Минерва поспешила ее нарядить в белую тунику и придать ей прелесть и обаятельность. Она прикрепила ей на голову роскошное покрывало, украсила волосы живыми цветами и драгоценной короной работы искус­ного Вулкана, который, взяв сотворенную им красави­цу, повелел показать ее богам и людям. Боги и люди пришли в восторг при виде этого чуда красоты, сотворенного на погибель человечеству, и дева эта стала прародительницей всех женщин, этих страшных и опас­ных врагов мужчин» (Гесиод).


Рис.137.  Прометей приносит огонь людям. С античной лампы.

Рис.137. Прометей приносит огонь людям. С античной лампы.


Пандора, т. е. «одаренная богами»,— так называлась первая женщина,— является творением богов, тогда как мужчина был сотворен титаном. Сохранилось на одной античной вазе живописное изображение первой женщи­ны; она стоит между Минервой и Вулканом, которые украшают ее. Английский скульптор Флаксмен не­сколько иначе трактует этот сюжет (рис. 138): Пандора сидит, перед ней стоит Минерва, а позади Меркурий, который прикоснулся своим кадуцеем к ее голове, для того, как говорит Гесиод, «чтобы внушить ей лживые речи и искусство лгать». Юпитер приказал быстроного­му посланнику богов, Меркурию, отвести Пандору и подарить ее Эпиметею. Забыв советы Прометея, он с восторгом принял такой пленительный дар, «бла­годаря которому,— говорит Гесиод,— появилась слабая и изнеженная раса женщин, живущая с тех пор, на несчастие всего человечества, среди смертных. Страшась нищеты и не умея сохранять и копить, они живут только для того, чтобы тратить, и любят только роскошь».


Вместе с появлением женщины прекратился золотой век человечества. Она лишила его бессмертия; род человеческий с тех пор продолжается и размножается, но каждый отдельно рождается и должен умереть, чтобы уступить место другому. Прометей, дав людям огонь, научил их ремеслам и промышленности, которая не могла существовать до открытия огня; даровав же людям женщину, Юпитер превратил ремесленников в художников, потому что женщина, кроме предметов первой необходимости, вечно требует предметов роско­ши и драгоценных украшений (Гесиод). Пандора получила от Юпитера ящик, в котором были заключены людские бедствия, но она не знала об этом. Сойдя на землю, она, со свойственным женщинам лю­бопытством, открыла ящик, и тотчас же оттуда вылетели болезнь, голод, злоба, ненависть и много других бед. Испуганная их видом, Пандора поспешила закрыть ящик (рис. 139), но было уже поздно: на дне ящика осталась одна только обманчивая надежда, и люди, таким образом, были лишены даже и этого слабого утешения.


Рис.138.  Пандора, Меркурий и Минерва. По Флаксмену.

Рис.138. Пандора, Меркурий и Минерва. По Флаксмену.


Не довольствуясь тем, что покарал человечество, Юпитер придумал страшное наказание для Прометея: он приказал приковать Прометея на вершине горы, к скале (на Кавказе), и орел каждый день прилетал к нему клевать его печень и рвать когтями его тело. Прометей является в этом мифе как бы олицетворением человеческой совести, протестующей против насилия и неумолимой силы, которая подавляет даже справедли­вость. Наконец Геркулес, этот борец за правду и спра­ведливость, защитник всех угнетенных, освободил и Прометея: он убил орла и снял с него оковы. Но так как Юпитер поклялся, что наказание Прометея будет длиться целые века, а боги не могут нарушать клятв, то прибегли к следующей хитрости: из одного звена цепи, которой был прикован Прометей, сделали кольцо и вставили в него кусочек скалы; нося это кольцо, титан как бы оставался прикованным к той же скале. Весь миф о Прометее был прекрасно изложен Эсхилом в трех трагедиях, но до нас дошла только одна из них — «Прикованный Прометей». Сохранилось также не­сколько античных барельефов, изображающих весьма разнообразно этот миф; из них самый интересный — барельеф на саркофаге, хранящийся в Капитолийском музее (рис. 140).


Рис.139.  Пандора открывает роковой ящик. По Флаксмену.

Рис.139. Пандора открывает роковой ящик. По Флаксмену.


Рис.140.  Миф о Прометее с рождением и судьбой человека. С античного саркофага. Рим, Капитолийский музей.

Рис.140. Миф о Прометее с рождением и судьбой человека. С античного саркофага. Рим, Капитолийский музей.




1 2