Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Прометей

Титан Иапет олицетворяет собой в мифологии пра­родителя всего человеческого рода. Быть может, в нем следует признать Иафета, сына Ноя, прародителя целой человеческой расы. Этот титан не имеет никакой определенной миссии или роли в древней мифологии. Греки почитали его как древнейшего представителя титанов; он — современник Сатурна, и у него от Азии, дочери Океана, несколько детей, в том числе Прометей, Эпиметей, Атлант и другие. Прометей, или «провидящий», олицетворяет собой мыслящую силу челове­ческого разума, хитрость и ум, и хотя Иапет считается предком человечества, но, по древним сказаниям, люди обязаны Прометею своим внешним видом, отличающим их от животных. «Прометей,— говорит Овидий,— размочив землю водой, вылепил из нее человека по образу богов, и тогда как у всех зверей голова вечно клонится к земле, человек может свободно поднимать свою голову к небесному своду и смотреть на звезды». Древнее искусство изображало очень часто этот миф; чаще всего встречается он на резных камнях и барельефах. На одной камее Прометей изображен в виде скульптора, собирающего человеческий скелет (рис. 135). На другой он собирает в одно целое человеческие члены, которые он изваял каждый отдель­но. На всех античных изображениях Прометей является ремесленником, формирующим только материальную оболочку человека, а не богом, одухотворяющим его. Эта роль, по мифологии, принадлежит Минерве, богине мудрости. На многих памятниках искусства ясно выражены роли,, выпавшие на долю каждого из них в сотворении человечества. Прекрасно сохранившийся барельеф изображает Прометея, сидящего на скале, под сенью дерева; перед ним стоит на столе маленький человек, скорее дитя, которого он только что вылепил, но еще не совсем закончил; трое детей, совершенно готовых, стоят подле Минервы, она сажает на голову одного из них бабочку, символ души у древних (рис. 136).


Таким образом, Прометей является творцом не одного человека, а ремесленником, изготовляющим их в большом количестве. Он — всегдашний защитник человечества; отличительные черты его характера — гордое самомнение и непризнавание власти богов. После победы над титанами между богами и человече­ским родом возник спор о том, что именно должны приносить люди в жертву богам, и Прометей явился охранителем интересов человечества. Желая испытать всеведение Юпитера, представителя в этом споре всех богов, он взял быка, разрубил его на куски и поделил их на две части. Все лучшие куски завернул он в шкуру быка и положил сверху желудок, считавшийся самым плохим куском; собрав затем все кости, он их очень искусно уложил, покрыв блестящим жиром; Юпитер, не подозревавший его хитрости, выбрал вторую часть, как самую большую. Разгневанный таким обманом, власте­лин богов отнял у человечества огонь, без которого не могут существовать ни производства, ни промышлен­ность. Прометей решился вновь перехитрить Юпитера: он отправился на Олимп и украл искру небесного огня, спрятав ее в пустом тростнике, который он принес на землю и отдал людям.


Рис.135.  Прометей моделирует человека. С античной камеи.

Рис.135. Прометей моделирует человека. С античной камеи.


В одном из музеев находится античная лампа с изображением Прометея, убегающего с Олимпа: он держит в руках небольшой сосуд с огнем (рис. 137). Тогда, возмущенный этой дерзостью, Юпитер решил наказать Прометея и весь род людской. По словам Гесиода, Юпитер говорит Прометею: «Сын Иапета, ты торжествуешь, что тебе удалось обмануть мою бдитель­ность и похитить у меня огонь, но это похищение станет роковым для тебя и для всего существующего и будуще­го человечества. Чтобы отомстить за такую дерзкую кражу, я им пошлю роковой дар, которому они обрадуются до глубины души, но который обратится против них и сделается их же бичом».


Рис.136.  Прометей лепит человека. С античного барельефа.

Рис.136. Прометей лепит человека. С античного барельефа.




1 2