Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

По «Одиссее» и по некоторым другим мифам, супругою Вулкана была Венера, богиня красоты; по другим же сказаниям, она была супругой Марса, бога войны. Желая примирить эти противоречивые сказа­ния, поэты измыслили другую версию, на более поэтичной и любовной подкладке. Венера, не любя своего хромого, вечно покрытого сажей и занятого грубыми работами мужа, изменила ему ради красивого, статного бога войны. Гелиос-всевидящий первым рас­сказал об этом обманутому мужу. Тогда Вулкан выковал тончайшую проволоку, из которой он изготовил почти невидимую, но крепкую сеть, и, подкравшись к ничего не подозревающим жене и Марсу, он набросил на них эту сеть, затем призвал богов для того, чтобы они могли полюбоваться на смятение двух любовников. Но Вулкана, по-видимому, мало огорчала измена Венеры; в шутливой форме повествует одно стихотворение о том, что Вулкан более всего тревожится о судьбе даров, преподнесенных им в разное время Венере, и решил не выпускать ее из сетей до тех пор, пока не получит их обратно. Античные барельефы, сохранившиеся до наших дней, изображают пленных Марса и Венеру и осмеивающих их богов.


Рис.134.  Венера и Вулкан. С картины Джулио Романо. Париж, Лувр.

Рис.134. Венера и Вулкан. С картины Джулио Романо. Париж, Лувр.


Кузница Вулкана и его работники, одноглазые киклопы, служили не раз темой для разных произведе­ний искусства; их изображали на камеях, античных барельефах и картинах. Из художников новейшего времени Веласкес изобразил мастерскую Вулкана в тот момент, когда Гелиос пришел сообщить ему об измене Венеры: бог огня занят работой, а три киклопа, опустив свои молоты, с любопытством прислушиваются к рас­сказу Гелиоса. В Лувре находится небольшая картина Джулио Романо (рис. 134): в мастерской, окруженные амурами, сидят рядом Венера и Вулкан, он показывает ей только что выкованные стрелы и колчан. Исполняя заказ кардинала Савойского, поручившего ему написать плафон с изображением четырех элементов, Альбани написал Вулкана и его кузницу, как олицетворение огня.


Существует много изображений киклопов, этих одноглазых великанов, производивших, по мнению древних, такой адский шум в недрах вулканов. Они сильно занимали народное воображение, и им при­писывали в древние века, подобно тому как в средние века дьяволу, все постройки и памятники неизвестного происхождения. Киклопы своим видом нагоняли на всех ужас. В одном гимне рассказывается о том, как Диана в сопровождении нимф отправилась в кузницу Вулкана просить его выковать ей колчан и стрелы. Там они видят киклопов, и нимфы, объятые ужасом, бледнея и дрожа, смотрят на великанов, единственный глаз которых зловеще сверкает посреди лба. От ударов их тяжелых молотов дрожит и колеблется вся Италия, искры сыплются во все стороны, вылетая из недр вулканов, где живут эти страшилища. Даже матери пугали ими своих непослушных детей.




1 2