Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1

Кастор и Поллукс (Диоскуры)

Леда, супруга спартанского царя Тиндарея, обра­тила на себя внимание Юпитера. Не желая воз­буждать ревности Юноны, он под видом лебедя слетал с вершины Олимпа на свидание с красавицей Ледой. Этот поэтический миф вдохновлял многих художников. Сохранилось много древних статуй и камей с изо­бражением этого сюжета. Из позднейших художников Корреджо, Паоло Веронезе и Тинторетто писали картины на эту же тему, но венецианские художники не отличались особенною историческою точностью в своих мифологических картинах. Так, например, Тинторетто изобразил Леду в комнате. Находя, вероятно, не особенно удобным держать такую большую птицу, как лебедь, на свободе в комнате, Леда как бы приказывает своим служанкам запереть его в клетку для кур, в которой находятся уже другие птицы, а ее маленькая собака ожесточенно лает на лебедя.


Кастор и Поллукс, сыновья Леды, родились из яйца (сохранилось древнее скульптурное изображение Леды, показывающей яйцо с двумя близнецами Тиндарею). Они были близнецами, но, согласно древним мифам, Кастор был сыном Леды и Тиндарея, Поллукс же, как сын Юпитера и Леды, пользовался привилегией бо­жественного бессмертия; впрочем, их обоих очень часто называют Диоскурами, т. е. сыновьями Юпитера. Оба героя принимали участие и отличились в знаменитом походе аргонавтов. Поллукс победил в кулачном бою жестокого царя бебриков — Амика, и с тех пор он считался покровителем всех атлетов и борцов. Кастор же победил и усмирил диких коней. Они также победили и разбили попадавшихся им на дороге морских разбойников.


Рис.130.  Кастор и Поллукс. С античной камеи.

Рис.130. Кастор и Поллукс. С античной камеи.


Оба брата, прельстившись красотой двух дочерей Левкиппа, Гилаейры и Фебы, похитили их. Но красави­цы были уже невестами двух мессинских героев — Идаса и Линкея. Между соперниками завязалась жестокая борьба; пораженный стрелой противника, Кастор упал, к нему на помощь поспешил Поллукс, а Юпитер, видя неравную борьбу, поразил своими громовыми стрелами дерзких юношей, вздумавших тягаться с его сыновьями. Поллукс, видя, что его брат превратился в безжизненный труп, стал умолять Юпитера возвратить его к жизни, но повелитель богов ответил, что может только предложить Поллуксу на выбор следующее: или разделять жилище богов и быть вечно бессмертным, или вместе с Кастором проводить полгода в мрачном царстве Гадеса (Аид), а полгода на Олимпе. Поллукс тотчас же выбрал последнее, не желая расставаться с братом. Тронутый такою нежною дружбой, Юпитер превратил их в со­звездие Близнецов.


Рис.131.  Похищение Гилаейры и Фебы Кастором и Поллуксом. С картины Рубенса. Мюнхен, пинакотека.

Рис.131. Похищение Гилаейры и Фебы Кастором и Поллуксом. С картины Рубенса. Мюнхен, пинакотека.


Их также считали олицетворением вечерней и ут­ренней звезды. Многие храмы были посвящены Диоскурам, и в честь их были учреждены игры. Сохранилось много монет с их изображениями, статуй и резных камней. На одной весьма ценной камее изображены головы обоих близнецов; на лбу каждого из них блестит звезда (рис. 130). В Мюнхенской пинакотеке находится прекрасная картина Рубенса, изображающая похищение Диоскурами дочерей Левкиппа. Она очень известна по многим воспроизведениям (рис. 131). Античная группа, считающаяся одним из лучших скульптурных произведений древних веков, изображает Кастора и Поллукса во весь рост: один из братьев держит два факела, один горящий, другой потухший, как бы намекая этим, что они проводят полгода в царстве теней, а полгода среди богов Олимпа.




1