Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Нимфы, спутницы Дианы, все обречены оставаться девственницами, и богиня строго следит за их нрав­ственностью. Заметив однажды, что нимфа Каллисто не сдержала своего обета, она безжалостно ее изгоняет. Прекрасная картина Тициана изображает тот момент, когда нимфы стараются скрыть подругу от разгневан­ных взоров богини. Многие художники эпохи Воз­рождения, в том числе Рубенс, Альбани, Лесюер, трактовали тот же сюжет. Ревнивая Юнона, подозревая, что Каллисто пользовалась благосклонностью Юпитера, превратила ее в медведицу, надеясь на то, что она не уйдет от стрел охотников, но Юпитер, жалея Каллисто, обратил ее в созвездие, известное под названием Большой Медведицы.


Рис.122.  Олень, атрибут Дианы. С античной монеты.

Рис.122. Олень, атрибут Дианы. С античной монеты.


Культ богини, известной под названием Дианы Эфесской,— азиатского происхождения. Эта богиня не имеет ничего общего с сестрою Аполлона, Воинствен­ные амазонки воздвигнули величественный храм в Эфе­се (он считался одним из семи чудес мира) и учредили там культ этой богини, олицетворяющей плодородие земли. В храме находилась античная статуя богини, напоминающая своим видом мумию (рис. 126); бычьи головы, которыми она вся покрыта, являются символа­ми земледелия; там ей была посвящена пчела.


Рис.123.  Диана с ланью. С античной статуи. Париж, Лувр.

Рис.123. Диана с ланью. С античной статуи. Париж, Лувр.


Амазонки, построившие этот храм, играли большую роль в древних мифах. Это было племя очень воинствен­ных женщин; они обязывались отбывать военную службу и давали обет оставаться в продолжение известного времени девственницами; когда же этот срок оканчивался, они выходили замуж для того, чтобы иметь детей; они же занимали все общественные должности, исполняли все общественные обязанности. Их мужья проводили свою жизнь дома, исполняя хозяйственные обязанности и нянча детей.


Рис.124.  Диана. С бронзовой статуи Гудона. Париж, Лувр.

Рис.124. Диана. С бронзовой статуи Гудона. Париж, Лувр.


Древние скульпторы, желая увековечить амазонок и сохранить о них память в потомстве, устроили род конкурса, с присуждением награды за лучшую статую амазонки. Высшую награду получила статуя Поликлета, а вторую — Фидий. На статуях амазонки изо­бражаются большею частью с голыми руками и ногами, в короткой одежде, обнажающей одну сторону груди (рис. 127). Иногда, впрочем, их изображали в фригий­ских колпаках и в панталонах; в таком виде встречают­ся их изображения на саркофагах героев и на не­которых расписных вазах (рис. 128). «Битва амазонок» Рубенса, находящаяся в Мюнхенской пинакотеке, считается одним из лучших произведений этого велико­го фламандского мастера. Амазонки фигурируют во всех героических и национальных мифах греков. В последний раз о них упоминается в Троянской войне. Геркулес — первый герой, который их победил. Со­хранилась расписная ваза, где изображена битва амазонок с греками и их победитель Геркулес, в сопро­вождении Минервы, Аполлона и Дианы, покровитель­ницы амазонок (рис. 129).


Рис.125.  Актеон, пожираемый собаками. С античной статуи. Лондон, Британский музей.

Рис.125. Актеон, пожираемый собаками. С античной статуи. Лондон, Британский музей.


Рис.126.  Диана Эфесская. С античной статуи.

Рис.126. Диана Эфесская. С античной статуи.


Рис.127.  Сражающаяся амазонка. С античной статуи.

Рис.127. Сражающаяся амазонка. С античной статуи.


Рис.128.  Амазонки. С расписной вазы. Неаполь.

Рис.128. Амазонки. С расписной вазы. Неаполь.


Рис.129.  Греки и амазонки. С расписной вазы.

Рис.129. Греки и амазонки. С расписной вазы.




1 2