Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Диана (Артемида), сестра Аполлона

Сестра Аполлона Диана, или Артемида, явилась одновременно на свет с братом. Их соединяла са­мая тесная дружба, и греки в своих мифах придают им одни и те же качества и достоинства; даже черты лица у них похожи, только у Дианы они женственнее и округлен­нее. Она — богиня охоты, ее отличительные призна­ки — колчан, золотой лук и факел. Ей посвящены олень и собака. На большей части античных статуй волосы ее связаны в один узел на затылке, на манер дорических причесок. На архаических статуях эта богиня является одетой в длинные одежды. В эпоху высшего развития эллинского искусства она изображается покрытой короткой дорической рубахой. Чаще всего на картинах она представлена в сопровождении своих нимф, рыска­ющая по лесам в поисках за быстроногими ланями, или же на колеснице, везомая сернами и оленями. Со­хранилось много монет с изображением головы этой богини и ее атрибутов (рис. 121, 122). В одном гимне, воспевающем Диану, говорится о том, что она еще ребенком «просила отца своего Юпитера дозволить ей остаться вечной девственницей, дать ей колчан и стрелы и легкую короткую одежду, не мешающую ей носиться по лесам и горам. Она также просила дать ей шестьде­сят юных нимф, ее всегдашних спутниц на охоте, и двадцать других, которые заботились бы о ее обуви и собаках. Она не желает владеть городами, ей совершенно достаточно и одного, потому что она редко будет оставаться в городах, предпочитая горы и леса. Но как только в городах будут призывать ее женщины, ожидающие ребенка, она тотчас же поспешит им на помощь, потому что парки обязали ее помогать этим женщинам за то, что все богини старались помочь ее матери Латоне, когда на нее обрушился гнев Юноны». У Дианы, подобно Аполлону, много имен: ее зовут Дианой-охотницей, когда она является, по словам Катулла, «повелительницей лесов, гор и рек». Лучшей статуей Дианы-охотницы считается та, которая на­ходится в Лувре: она известна под названием «Диана с ланью» (рис. 123), это pendant к знаменитой статуе Аполлона Бельведерского. Существует много повторе­ний этой статуи, но лучшая из них — луврская. Современные скульпторы также часто изображали Диану-охотницу, но иногда, вопреки греческим тради­циям, представляли ее обнаженной,— например знаме­нитый Гудон (рис. 124). Жан Гужон придал своей Диане прическу XVI века и черты лица знаменитой фаворитки Дианы де Пуатье. Диану называют Дианой Аркадской, когда она купается и резвится вместе со своими нимфами в реках и источниках, ей посвя­щенных, и Дианой-Луциной или Илифией, когда она помогает при рождении детей. В древнем искусстве Диану никогда не изображали обнаженной, потому что, согласно древним мифам, когда она купалась, простой смертный не мог смотреть на нее безнаказанно; сказание об Актеоне (рис. 125) подтверждает это.


В одной из тенистых и прохладных долин, по­священной Диане, протекал ручей между берегами, покрытыми роскошною растительностью; уставши от охоты и томительного зноя, богиня любила купаться в прозрачной воде этого ручья. Однажды охотник Актеон, по воле злого рока, подошел к этому месту именно в то время, когда Диана и ее нимфы весело резвились и плескались в воде. Увидав, что на них смотрит смертный, нимфы, испуская крики ужаса, поспешили к богине, стараясь скрыть ее от нескромных взоров, но напрасно: Диана была целою головою выше своих спутниц. Разгневанная богиня брызнула водою на голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Диану». Тотчас же на голове Актеона выросли ветви­стые рога, уши и шея удлинились, а руки превратились в тонкие ноги, все тело покрылось волосами. Объятый ужасом, бежит он и падает в изнеможении на берегу реки. Он видит в ней отражение оленя, в которого он превратился, хочет бежать дальше, но его собственные собаки кидаются на него и разрывают его на клочки. В искусстве Актеон никогда не изображался под видом оленя, а только с небольшими рогами, указы­вавшими, что превращение началось. Много живопис­цев пользовалось этим сюжетом для своих картин: так, например, восьмидесятилетний Тициан написал для Филиппа II свою знаменитую картину «Диана и Акте­он». Филиппо Лаури, Пуленбург, Альбани написали несколько картин на ту же тему. Французский худож­ник Лесюер написал очень известную по репродукциям картину «Диана, застигнутая Актеоном в воде». Он взял тот момент, когда испуганные нимфы стараются укрыть Диану; Актеон стоит на берегу ручья, как бы пораженный видом такой красоты. Купанье Дианы и ее нимф послужило сюжетом для многих художественных произведений древнего и нового искусства. Рубенс написал несколько картин, Пуленбург как бы избрал своею специальностью эту тему, а Доменико написал очень известную картину, которая теперь находится в вилле Боргезе в Риме.


Рис.121.  Диана. С античной монеты.

Рис.121. Диана. С античной монеты.




1 2