Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Гелиос, или солнце

Культ Гелиоса, или солнца, вначале разнился от культа Аполлона, с которым его впоследствии отождествили. Гелиос, освещая всю Вселенную, мог видеть все, что происходило на ней, даже самое сокровенное, поэтому его называли всевидящим и обращались к нему, желая что-либо узнать. Так, например, он открыл Вулкану измену Венеры; Деметре он рассказал о том, кто похитил Персефону. На одной из античных статуй Гелиос изображен в виде одетого юноши; в одной руке он держит шар, в другой — рог изобилия; подле него видны головы его коней (рис. 117). Знаменитый колосс Родосский, между ног которого проходили свободно парусные суда, есть также не что иное, как изображение Гелиоса. Когда после свержения титанов олимпийские боги победили Вселенную, Гелиос, не присутствовавший при дележе, был всеми позабыт; он стал жаловаться Юпитеру, и тот выдвинул со дна моря остров Родос, посвященный с тех пор Гелиосу.


Зодиакальный, или солнечный, путь есть то пространство неба, которое пробегает солнце на своей колеснице в течение года. Путь этот разделен на двенадцать частей, по числу месяцев в году и числу находящихся на этом пути созвездий, которых принято изображать в искусстве следующими знаками: Овен (апрель) в сопровождении голубя Венеры; Телец (май),— подле него стоит треножник Аполлона; Близнецы (июнь), сопровождаемые черепахой Меркурия; Рак (июль), — за ним орел Юпитера; Лев (август),— около него корзина Деметры, ее обвивает змея; Дева (сентябрь),— она держит два факела, а за нею шапка Вулкана; Весы (октябрь),— их держит ребенок, и под­ле него волчица Марса; Скорпион (ноябрь) с собакой Дианы; Стрелец (декабрь) и лампа Весты с ослиной головой; Козерог (январь) и павлин Юноны; Водолей (февраль) и дельфины Нептуна; Рыбы (март) и сова Минервы. При этом полагали, что каждый из богов избирал охотнее всего своим местопребыванием именно то созвездие, которому приданы специальные атрибуты этого божества.


Рис.117.  Гелиос. С античной статуи.

Рис.117. Гелиос. С античной статуи.


Солнечный путь, по мифологическим сказаниям, совершенно не согласуется с принципами современной астрономии. По этим сказаниям, Гелиос, выходя из реки Океан на востоке, достигал в полдень небесной вершины и затем направлялся к западу, к тому месту, за которым начиналось царство вечного мрака и которое носило название «Солнечных ворот». Там Гелиоса ожидал золотой челн, выкованный для него Вулканом, и он ночью описывал по реке Океану полукруг и к утру вновь прибывал к тому пункту, откуда начинался его дневной путь. Лишь только Гелиос показывался на востоке, как тотчас же часы, в образе дев, открывали ему двери неба и впрягали в его колесницу крылатых коней, изрыгающих пламя. Дни, месяцы, годы, века вместе с часами (горы) составляли свиту Гелиоса, жилище которого, роскошный, золотой дворец, находилось на самом дальнем востоке. Прекрасные, тихие звезды меркли и скрывались в лоно ночи при первом появлении этого лучезарного бога, а вершины гор, верхушки деревьев и скалы, до которых дотрагивалась, пролетая, златоперстая Аврора (заря), румянились и золотились по мере приближения блестящей колесницы.


Рис.118.  Аврора. С картины Гвидо.

Рис.118. Аврора. С картины Гвидо.


В своей знаменитой картине Гвидо (рис. 118) изобразил Гелиоса на колеснице, сопровождаемого часами и днями, а впереди колесницы летит Аврора, рассыпая на своем пути цветы. Великан Атлант, присужденный Юпитером за ослушание вечно поддерживать своими могучими плечами небесный купол, находился на том именно пункте Вселенной, где ночь и день, чередуясь, следуют друг за другом, никогда не встречаясь. Страна на конце Вселенной принадлежала Атланту; он владел огромными стадами, которые там паслись, и ему принадлежал знаменитый Гесперидский сад, где на деревьях росли золотые яблоки, охраняемые гесперидами. Впрочем, в мифах нет точного и определенного указания, где находился конец Вселенной и жилище Атланта; некоторые указывают на Кавказ, другие — на Ливию или же на Мавританию.


Рис.119.  Атлант Фарнезский. С античной статуи. Неаполь.

Рис.119. Атлант Фарнезский. С античной статуи. Неаполь.




1 2