Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Аполлон и Эскулап

Аполлон — бог, карающий и насылающий в наказание на человечество чуму и разные бедствия; он же вместе с тем, как бог солнца, является и богом — исцелителем и исправителем бед. Но он передал свою целительную силу в руки сына своего Эскулапа (Асклепия), матерью которого была нимфа Коронида. Аполлон очень любил эту нимфу, но, узнав от ворона, что она ему изменила, в припадке ревности убил ее стрелой, а затем превратил ее в ворону. Болтливого же доносчика превратил из белого, каким он был до того времени, в черную, мрачную птицу. С тех пор обе эти птицы посвящены Аполлону. Коронида должна была произвести на свет ребенка, когда была поражена стрелой. Аполлон вынул из мертвой сына Эскулапа, которого отдал кентавру Хирону на воспитание.


Дочь Хирона была пророчицей; она предсказала следующее Эскулапу: «Расти для блага мира, дитя. Многие смертные будут обязаны тебе жизнью. Ты будешь обладать даром даже воскрешать умерших. Но, сделав это раз против воли богов, ты навлечешь на себя гнев Юпитера, и его громовые стрелы поразят тебя» (Овидий). Это предсказание исполнилось: Эскулап воскресил, против воли властелина богов, Ипполита, пасынка Федры, и был за это поражен громовой стрелой Юпитера. После рождения Эскулапа распространилась молва, что этот ребенок умеет исцелять больных и даже воскрешать мертвых. Действительно, Эскулапу приписывают много чудесных исцелений, но он главным образом прославился своим даром воскрешать мертвых.


Рис.114.  Эскулап. С античной статуи.

Рис.114. Эскулап. С античной статуи.


Аполлон, разгневанный на Юпитера за то, что он убил его сына, взял свой лук и колчан и отправился убивать киклопов, которые были обязаны ковать громоносные стрелы. Юпитер изгнал его за это на землю, и, принужденный добывать себе пропитание как простой смертный, Аполлон нанялся к Адмету, царю Фессалии, пасти его стада. Он также условился вместе с Нептуном возвести стены вокруг Трои, но Лаомедонт отказался им заплатить, и разгневанный бог наслал на страну мор. Наконец Юпитер, найдя, что Аполлон достаточно наказан, вернул его на Олимп.


Рис.115.  Гигиея. С античной камеи.

Рис.115. Гигиея. С античной камеи.


У Аполлона был еще сын — Аристей — от нимфы Кирены, которую бог увез из Фессалии в Ливию, на берег Средиземного моря. По ее имени назван там город Кирены. Аристей считался богом, покровительствующим стадам, но главная его обязанность заключалась в воспитании пчел и уходе за ними. На памятниках искусства он почти всегда изображается в виде пастыря; чаще всего несет он на плечах ягненка. Примитивные изображения Христа в римских катакомбах представляют Спасителя в виде доброго пастыря Аристея и с атрибутами этого последнего.


Рис.116.  Эскулап, Гигиея и Телесфор.

Рис.116. Эскулап, Гигиея и Телесфор.


Искусство придает всегда Эскулапу приятные и улыбающиеся черты. Он обыкновенно стоит, опираясь правой рукой на палку, вокруг которой обвивается змея; на голове у него повязка из ленты, придерживающая его довольно длинные волосы (рис. 114). Змея посвящена Эскулапу (рис. 115 и 116) и считается эмблемой медицины. Плиний объясняет это тем, что змея, сбрасывая кожу, как бы возрождается; точно так же возрождается и тело больного от лекарств. По словам же других писателей, Эскулап, наблюдая за змеями, открыл тайну воскрешать мертвых. Однажды, когда бог сидел у постели больного, явилась змея и обвилась около его палки. Он убил ее, но тотчас же появилась другая змея, неся во рту траву, натерла ею мертвую змею, которая тотчас же воскресла. Эскулап отыскал также эту траву и с тех пор часто и с успехом употреблял ее. В картине Герена «Жертвоприношение Эскулапу» изображен старик, которого дети подводят к статуе бога, а одна из его дочерей, стоя на коленях, наблюдает за змеей, голова которой поднялась над жертвенником.




1 2