Миф о похищении Юпитером Европы служил излюбленной темой для художников древних времен; в особенности часто
изображался он на резных камнях и камеях (рис. 19). Паоло Веронезе написал картину на этот сюжет и, по своему обыкновению,
одел действующих лиц в роскошные современные ему костюмы. В Мадридском музее находится картина Рубенса на эту же тему.
Голландец Бергем передал по-своему этот поэтический миф: он написал огромного быка и сидящую на нем толстую крестьянку,
которую вряд ли бы греки, поклонники красоты и красивых форм, согласились признать богиней.

Рис.19. Похищение Европы. С античной камеи.
Аркадийцы в своих сказаниях оспаривали у Крита честь родины Юпитера: они утверждали, что он родился на
вершине Ликеона. Царь аркадский Ликаон воздвиг ему там храм и, по преданию, принес ему в жертву одного из своих заложников;
разгневанный бог превратил его за такую жестокость в волка. Этот миф интересен потому, что указывает на прекращение человеческих
жертв, приносившихся до того времени очень часто Юпитеру.
Самый древний греческий оракул, посвященный Зевсу (Юпитеру), находился в Додоне, в Эпире. Жители Додоны
рассказывали, что из Египта вылетели два черных голубя; один прилетел в Додону, сел на дуб и человеческим голосом повелел
построить тут оракул в честь Юпитера, а другой голубь спустился в Ливию, и там возник, в Амоне, среди песков оракул Юпитера
Амонского. В центре священной рощи в Додоне стояли дубы, шелест листьев которых истолковывался жрицами, но и стволы их обладали
пророческим даром: когда аргонавты отправились добывать золотое руно, они вырубили мачты для своего корабля в священной роще
Додоны, и мачты предсказывали им будущее.
Все сказания о Юпитере и его борьбе с титанами и великанами олицетворяли представления древних народов о том,
как мало-помалу порядок, нравственные законы, сознательная и умственная жизнь одерживали верх над страшными силами природы.
Титаны и великаны ввергаются в тартар, потому что на земле уже нет места беззаконной и беспричинной силе. Эта победа была
победой пробуждающегося ясного сознания ума и духа. Зевс, как высший бог, олицетворял идею духовной и умственной сущности
человека. Он является в мифах греков и римлян не богом, созидающим Вселенную, а богом-устроителем. Он — охранитель порядка,
созидатель общества и общественных учреждений и законов. Культ его прекратился только с введением христианства, хотя учения
философов уже и раньше сильно поколебали веру в него. Лукиан описывает в одной из своих сатир, как опустели храмы Юпитера и
как скудны жертвы, приносимые ему, и спрашивает, куда же делась власть этого бога, почему он, обладатель громовых стрел, не
поразит ими всех тех, кто не верит больше в его могущество и силу?
|