Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

Миф о похищении Юпитером Европы служил излюбленной темой для художников древних времен; в особенности часто изображался он на резных камнях и камеях (рис. 19). Паоло Веронезе написал картину на этот сюжет и, по своему обыкновению, одел действующих лиц в роскошные современные ему костюмы. В Мадридском музее находится картина Рубенса на эту же тему. Голландец Бергем передал по-своему этот поэтический миф: он написал огромного быка и сидящую на нем толстую крестьянку, которую вряд ли бы греки, поклонники красоты и красивых форм, согласились признать богиней.


Рис.19. Похищение Европы. С античной камеи.

Рис.19. Похищение Европы. С античной камеи.


Аркадийцы в своих сказаниях оспаривали у Крита честь родины Юпитера: они утверждали, что он родился на вершине Ликеона. Царь аркадский Ликаон воздвиг ему там храм и, по преданию, принес ему в жертву одного из своих заложников; разгневанный бог превратил его за такую жестокость в волка. Этот миф интересен потому, что указывает на прекращение человеческих жертв, приносившихся до того времени очень часто Юпитеру.


Самый древний греческий оракул, посвященный Зевсу (Юпитеру), находился в Додоне, в Эпире. Жители Додоны рассказывали, что из Египта вылетели два черных голубя; один прилетел в Додону, сел на дуб и человеческим голосом повелел построить тут оракул в честь Юпитера, а другой голубь спустился в Ливию, и там возник, в Амоне, среди песков оракул Юпитера Амонского. В центре священной рощи в Додоне стояли дубы, шелест листьев которых истолковывался жрицами, но и стволы их обладали пророческим даром: когда аргонавты отправились добывать золотое руно, они вырубили мачты для своего корабля в священной роще Додоны, и мачты предсказывали им будущее.


Все сказания о Юпитере и его борьбе с титанами и великанами олицетворяли представления древних народов о том, как мало-помалу порядок, нравственные законы, сознательная и умственная жизнь одерживали верх над страшными силами природы. Титаны и великаны ввергаются в тартар, потому что на земле уже нет места беззаконной и беспричинной силе. Эта победа была победой пробуждающегося ясного сознания ума и духа. Зевс, как высший бог, олицетворял идею духовной и умственной сущности человека. Он является в мифах греков и римлян не богом, созидающим Вселенную, а богом-устроителем. Он — охранитель порядка, созидатель общества и общественных учреждений и законов. Культ его прекратился только с введением христианства, хотя учения философов уже и раньше сильно поколебали веру в него. Лукиан описывает в одной из своих сатир, как опустели храмы Юпитера и как скудны жертвы, приносимые ему, и спрашивает, куда же делась власть этого бога, почему он, обладатель громовых стрел, не поразит ими всех тех, кто не верит больше в его могущество и силу?




1 2 3