Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

Античная статуя изображает Ганимеда в виде красивого юноши с фригийской шапкой на голове, с пастушьим посохом в руке (рис. 16). Он пас стада своего отца, когда орел, схватив его в свои могучие когти, унес на Олимп. Узнав о похищении сына, отец его предался отчаянию, но Юпитер утешил его, показав ему сына, причисленного к сонму богов; он поместил его также в число зодиакальных созвездий под знаком Водолея.


Рис.16. Ганимед. С античной статуи.

Рис.16. Ганимед. С античной статуи.


Сохранилась прекрасная античная статуя, повторение статуи знаменитого Леохара, изображающая похищение Ганимеда орлом (рис. 17). Этот миф пользовался большой популярностью среди художников; сохранилось много камей, статуй и живописных изображений. Рубенс и Корреджо писали картины на эту тему, но ни одна не пользуется такой славой, как картина Рембрандта (в Дрезденской галерее). Великий голландский художник изобразил толстого плачущего ребенка; орел держит его за рубашонку. Несмотря на свой испуг, ребенок не выпускает виноградную кисть, которую Рембрандт вложил ему в руку, намекая этим на его будущую должность (рис. 18). Но надо полагать, что, обладай Ганимед такими грубо-реальными формами, вряд ли бы Юпитер, бог греков и римлян, нашел, что земля недостойна его.


Рис.17. Похищение Ганимеда. С античной статуи.
Музей Пио-Клементино.

Рис.17. Похищение Ганимеда. С античной статуи. Музей Пио-Клементино.


Юпитер считается покровителем гостеприимства; он часто путешествует по земле, желая убедиться, насколько люди гостеприимны. Придя однажды во Фригию вместе с Меркурием, который отвязал свои крылья, чтобы не быть узнанным, Юпитер напрасно стучался во многие дома, прося приюта, — всюду им отказывали; наконец они подошли к маленькой хижине, покрытой соломой, хозяева которой Филемон и Бавкида радушно принимают их. Несмотря на бедность и лишения, муж и жена, уже старики, сумели сохранить в себе сострадание и другие добродетели. Впустив в хижину гостей, они принялись приготовлять скудную трапезу, (боясь, что гости не найдут ее обильной; они решили пожертвовать своим единственным гусем, но птица, преследуемая по всей хижине Бавкидой, нашла себе убежище у ног Юпитера, не позволившего зарезать ее. Каково же было удивление хозяев, когда они заметили, что кушанье на столе и вино в кубке, вместо того чтобы убывать, увеличивались. Испуганные, обратились они к своим гостям, прося открыть им, кто они такие, и извиняясь за свой жалкий обед. Юпитер сказал им, кто он и его спутник, и приказал им следовать за собой на вершину одной горы, позволив им высказать какое-нибудь желание, обещая его исполнить. Нежно любя друг друга, они пожелали умереть одновременно. Придя на гору, Филемон и Бавкида увидали, что вся местность и все дома, окружавшие их хижину, покрыты водой, а хижина их превратилась в величественный храм. Юпитер назначил их хранителями этого храма. Там прожили они до глубокой старости, не зная болезней и дряхлости: Однажды, сидя друг перед другом на ступенях храма, они заметили, как тела их начинают превращаться в древесные стволы; поняв, что наступает их последний час, они нежно простились и умолкли навеки. Два прекрасных дерева остались по бокам храма охранять вход в него.


Рис.18. Похищение Ганимеда. С картины Рембрандта. Дрезден, Картинная галерея.

Рис.18. Похищение Ганимеда. С картины Рембрандта. Дрезден, Картинная галерея.


В честь Юпитера Олимпийского были учреждены празднества в Олимпии, в Элиде, известные под названием Олимпийских игр. Это были общественные игры, в которых принимали участие греки всех племен и всех земель. В самом храме находилась знаменитая статуя Фидия, вся из золота и слоновой кости; она изображала Юпитера в сидячем положении, но была таких размеров, что касалась потолка; бог держит в одной руке Нике, а в другой — украшенный драгоценными металлами скипетр с орлом на верхушке. Остров Крит считался местом рождения Юпитера, который также носит название Юпитера Критского.


На этот же остров привез Юпитер похищенную им Европу. Она была дочерью тирского царя Агенора и славилась своей необычайной красотой. Юпитер, увидав ее, так прельстился ею, что решил похитить её. Он превращается в белого быка и присоединяется к стадам тирского царя. Европа вместе с подругами любуется красотой быка, который позволяет им приблизиться к нему и гладить его. Молодые девушки украсили его рога венками; наконец Европа, резвясь, села на него, тогда бык бросился с ней бежать к морю, переплыл его и принес свою пленницу на остров Крит, царем которого сделался впоследствии сын Европы Минос.




1 2 3