Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены

Những bộ tranh thêu tay đẹp
1 2 3

Юпитер (Зевс)

Юпитер, как повелитель богов и смертных, представлял в физическом отношении ту жизненную силу, которой проникнуто все во Вселенной; в моральном же отношении он представлял звено, связывающее человечество, был охранителем договоров и клятв, покровителем бедных и просящих и всех тех, кто не имел иного крова, кроме неба. «Видишь ли ты,— говорит Еврипид,— эту необъятную величественную бесконечность, окружающую землю со всех сторон: это — Зевс, верховный бог». А Варрон, приводящий в своем сочинении эти слова, прибавляет: «Вот почему ему воздвигают храмы без крыш, дабы лучше видеть небо, или самого бога, и говорят, что его следует призывать в свидетели только под открытым небом». Действительно, все храмы, посвященные Юпитеру, были без крыш, и только храмы в честь богов земли были закрытые. Так как Юпитер олицетворял собой свод небесный, греки считали, что в закрытом месте бог не может их видеть. Аристофан в своей комедии «Птицы» осмеивает это народное поверье. Его Прометей, желая принять участие в заговоре против Юпитера, придумывает следующую хитрость, дабы бог не мог его видеть. «Молчи,— говорит он,— не произноси здесь моего имени; я погиб, если Юпитер увидит меня здесь; но, если ты хочешь, чтобы я тебе рассказал о том, что происходит на Олимпе, возьми этот зонтик и держи его раскрытым над моей головой; тогда боги не увидят меня».


Рис.13. Юпитер, олицетворяющий собой небесный свод. С античной камеи.

Рис.13. Мифы Греции. Юпитер, олицетворяющий собой небесный свод. С античной камеи.


Искусству было трудно передать в человеческих формах олицетворение Юпитером свода небесного. Сохранилась, однако, одна древняя камея, изображающая Юпитера сидящим на троне, поставленном на парусе, надутом ветром; парус держит над своей головой Нептун, бог воды, намекая тем, что Юпитер парит над поверхностью вод. Свод небесный, который должен олицетворять Юпитер, представлен здесь зодиакальными знаками, расположенными вокруг фигур (богов (рис. 13). В искусстве Юпитер почти всегда изображается в виде сильного и прекрасного мужчины по цвете лет с бородой, отличительными символами его являются орел, скипетр и громовые стрелы (Перун). Длинные волосы его разделены на лбу, верхняя часть туловища обнажена, грудь широкая, но не атлетического сложения (рис. 14).


Рис.14. Юпитер. С античной статуи.

Рис.14. Юпитер. С античной статуи.


Юпитер носил разные наименования, которые соответствовали различным свойствам его божества, а потому и изображается с разными атрибутами. Древние народы не могли себе представить в природе более страшной силы, чем гром. Громовые стрелы (Перун), которые Юпитер держит в руке, являются символом могущества и неотразимой силы этого бога; все, кто вступал с ним в борьбу, был ли то бог или простой смертный, поражались этими стрелами (рис. 15). Культ Юпитера-Громовержца был весьма распространен в Греции. Римляне воздвигли в честь его храм на Капитолии, следы которого сохранились и до наших дней. Очень часто Юпитер держит на руке богиню победы Нике, в знак того, что он покровительствует состязающимся и дарует победу; он тогда носит название Юпитера-Победоносца, или Никефорийского.


О богине Нике нет отдельного мифа, но на памятниках искусства она часто изображается, в особенности на монетах. Ее обыкновенно изображают крылатой и держащей в руках лавровый венок или ветку. Современные художники почти не изменили этого типа: на памятниках Победу продолжают изображать и теперь в виде молодой крылатой девушки с лавровым венком в руках.


Рис.15. Юпитер Олимпийский. С античной камеи. Флоренция.

Рис.15. Юпитер Олимпийский. С античной камеи. Флоренция.


По мнению греков, орел летает выше всех птиц и может парить высоко над всеми в пространстве, а потому более всего подходит к Юпитеру. Он изображается почти всегда у ног бога или на его скипетре. Иногда он держит в своих могучих когтях громовые стрелы. Орел исполняет многие поручения богов; так, например, он приносит Юпитеру-ребенку нектар (божественный напиток), которым поят его нимфы на острове Крит. Он, по повелению Юпитера, похищает Ганимеда, который затем на Олимпе исполняет обязанность виночерпия богов. Этот прекрасный юноша был сыном царя Троса; Юпитер, восхищенный eго красотой, приказал орлу похитить его, находя, что земля — недостойное местопребывание для Ганимеда.




1 2 3