Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Стрелы Аполлона

Нимфа Антиопа, дочь фиванского царя Никтея, была женой царя фиванского Лика. Юпитер, прельщенный «ее красотой, являлся к ней под видом сатира, и у нее родились от него два сына — Амфион и Зет. Отвергнутая мужем за такую неверность, Антиопа была заключена под стражу, а дети ее, брошенные на произвол судьбы, были подобраны пастухами, которые и воспитали их. Между тем Лик женился вторично на Дирке, начавшей жестоко преследовать Антиопу; она во время празднеств Вакха под предлогом принесения жертвы Вакху повелела привязать Антиопу к рогам свирепого быка и пустить его на свободу. Амфион и Зет, присутствовавшие на празднике, узнали от воспитав­ших их пастухов, что хотят принести в жертву Вакху их мать, бросились на вакханок, прогнали их и освобо­дили Антиопу, а вместо нее привязали к рогам быка Дирку, которую, таким образом, постигла та участь, на какую она обрекала ненавистную ей Антиопу. Пре­красная античная группа в Неаполитанском музее изображает казнь Дирки (рис. 112). Лик был также убит, и Амфион стал царем фиванским. Он первый воздвиг алтарь Меркурию, в благодарность за то, что бог подарил ему лиру. Предание рассказывает, что при звуках этой лиры поднялись камни и образовали стену вокруг Фив, и в этой стене было семь ворот, соответствовавших семи струнам лиры.


У Амфиона была жена Ниоба, дочь Тантала и сестра Пелопа. Она была, подобно отцу, высокомерна и тщеславна. Гордясь своими многочисленными детьми, она осмелилась насмехаться над Латоной, у которой их было только двое. По словам Овидия, однажды, когда жрица Манто, дочь прорицателя Тиресия, созывает фиванских девушек и женщин в храм, чтобы принести там жертвы на алтарях Латоны, Ниоба появляется перед ними в царственной одежде, затканной золотом, и начинает отговаривать всех приносить жертвы богине, которую никто не видал и у которой только двое детей. Лучше воздавать ей, Ниобе, божеские почести: ведь Юпитер — ее дед, а Тантал, любимец богов,— ее отец, тогда как Латона — дочь простой титанки. Кроме того, у Ниобы растут семь прекрасных дочерей и семь храбрых сыновей. Женщины и девушки повинуются ей, а алтарь Латоны остается пустым. Оскорбленная Латона поручает своим детям — Аполлону и Диане — отомстить дерзкой Ниобе; у Аполлона ведь есть смертоносные стрелы, поражающие внезапно подобно молнии. И вот в один прекрасный день, когда Ниоба сидит, окруженная своими детьми, и любуется их красотой, в воздухе раздается свист стрелы, и один из сыновей падает мертвым у ног ее. За ним следуют и остальные сыновья; их всех поразили стрелы Аполло­на. Такой же участи подверглись и дочери Ниобы; они были убиты стрелами Дианы. Смерть детей была мгновенная; мать, отец и наставники видят, как они падают, пораженные стрелами, и не могут их спасти. Горе и ужас объяли несчастную Ниобу; она как бы окаменела; смертельная бледность покрывает ее лицо; глаза неподвижно уставились в одну точку; она вся превратилась в скалу. Но и в этом виде она может оплакивать своих детей, и слезы ее, накопляясь, превращаются в источник, вытекающий из скалы.


Рис.112.  Казнь Дирки. С античной группы. Неаполь.

Рис.112. Казнь Дирки. С античной группы. Неаполь.




1 2