Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1

Орфей

Музы — богини-девственницы; они любят толь­ко поэзию и музыку. Венера спросила однаж­ды своего сына Эрота, почему он не ранит муз своими стрелами. Он ответил ей: «Я их уважаю, потому что они достойны уважения; они всегда погружены в раз­думье, всегда заняты новыми песнями, придумывают но­вые напевы. Но я часто приближаюсь к ним и слушаю их, очарованный их прелестными мелодиями» (Лукиан). Целомудренность нимф вошла в поговорку у древних народов, но, выражаясь аллегорически, называли вели­кого поэта или музыканта сыном муз.


Вот почему и Орфей называется сыном Каллиопы и Аполлона. Орфей олицетворяет то восхищение, которое вызывала музыка у первобытных народов. Его мелодичный голос и чарующая игра на лире производи­ли повсюду чудеса. Мы уже упоминали о том, что корабль «Арго» сам спустился на воду, очарованный игрой Орфея, но этого мало: деревья наклонялись, чтобы лучше слушать божественного музыканта; реки переставали течь; дикие звери, ставшие внезапно ручными, ложились у ног его (рис. 111). Нимфа Эвридика была его женой. Орфей ее очень любил, и, когда она, ужаленная змеей, умерла, поэт отправился в царство теней умолять Персефону вернуть ему ту, которая была ему так дорога. От звуков его лиры все препятствия исчезают сами собой. Тени умерших прекращают свои занятия, они забывают свои терзания, чтобы принять участие в его горе. Сисиф прекращает свой бесполезный труд, Тантал забывает свою жажду, данаиды оставляют в покое свою бочку, колесо не­счастного Иксиона перестает вертеться. Фурии и те даже тронуты до слез горем Орфея. Плутон, по­коренный звуками печальной лиры Орфея, соглашается возвратить ему Эвридику, но с тем только условием, что он не взглянет на нее до тех пор, пока не выйдет из царства теней. Но в ту минуту, когда они уже прошли через все препятствия, когда им оставалось сделать лишь один шаг, чтобы выбраться из подземного царства, Орфей забыл свою клятву и обернулся, чтобы посмотреть на Эвридику. Она протягивает ему руки, Орфей хочет ее обнять, но она вновь исчезает в мрачном жилище Плутона, едва успев проститься с ним навеки. Потеряв таким образом по собственной вине Эвридику, Орфей провел 7 дней на берегу Ахеронта в слезах и печали, отказываясь от всякой пищи; затем он удалился во Фракию, избегая людей и живя среди зверей, которых привлекали к нему его нежные, грустные песни. Вакханки открыли его убежище и старались заманить его к себе на свои веселые празднества, но Орфей, возненавидевший всех женщин, отверг с презрением их приглашение, и они, разгневан­ные его отказом, растерзали его на клочки. Сохранилось много античных камей, на которых Орфей изображен пленяющим звуками своего голоса и лиры диких зверей. Этот миф не раз вдохновлял и новейших художников.


Рис.111.  Орфей.

Рис.111. Орфей.




1