Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

У муз явились также и другие соперницы — сирены; их называли музами смерти. На примитивных памятниках искусства они изображались с головой и руками женщины и с туловищем птицы (рис. 109). В последующих же изображениях их представляли в виде женщин с крыльями и лапами птиц (рис. 110); боги им дали крылья и факел, когда они отправились разыскивать Персефону. Сирены славились нежностью и мягкостью голоса; их пение привлекало всех. Они проводили большую часть своей жизни, лежа на скалах и обрекая на гибель мореплавателей, Которых за­манивали своими песнями к подножию этих скал.


Рис.105.  Муза Терпсихора. С античной камеи.

Рис.105. Муза Терпсихора. С античной камеи.


Гомер называет сирен очаровательницами, прельщаю­щими всех мужчин, которые отваживались послушать их пение. «Кто по неосторожности остановится и будет прислушиваться к пению сирен, тот не увидит больше ни жены, ни возлюбленных детей: сирены очаруют его своими гармоничными голосами и погубят. Вокруг этих очаровательниц валяются кости и высохшие остовы их жертв» («Одиссея»). Сирены осмелились состязаться с музами, но были ими побеждены и безжалостно ощипаны. В воспоминание этой победы музы часто изображались с перьями на голове. Несчастные, ощи­панные сирены кинулись в воду от стыда и горя,— вот, быть может, та причина, почему новейшие художники смешивают их с тритонидами и изображают их в виде женщин с рыбьими хвостами.


Рис.106.  Эрато и Амур. С античной камеи.

Рис.106. Эрато и Амур. С античной камеи.


Рис.107.  Саркофаг муз. Клио, Талия, Эрато, Эвтерпа. С античного барельефа. Париж, Лувр.

Рис.107. Саркофаг муз. Клио, Талия, Эрато, Эвтерпа. С античного барельефа. Париж, Лувр.


Рис.108.  Саркофаг муз. Полигимния, Каллиопа, Терпсихора, Урания, Мельпомена. С античного барельефа. Париж, Лувр.

Рис.108. Саркофаг муз. Полигимния, Каллиопа, Терпсихора, Урания, Мельпомена. С античного барельефа. Париж, Лувр.


Рис.109.  Сирена.

Рис.109. Сирена.


Рис.110.  Сирена.

Рис.110. Сирена.




1 2