Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Музы

Музы первоначально были не что иное, как во­одушевляющие нимфы источников; они одаря­ли людей поэтическим талантом и научали их ритмиче­скому размеру в стихах. Число их также подвергалось изменениям; вначале упоминается только о трех музах: Мелета — «размышление», Мнема — «память» и Аойда — «песня». По Гесиоду, их девять сестер, они все дочери Юпитера и Мнемосины («память»). Музы родились у подножия Олимпа; это прекрасные девы, сердца их чисты и девственны, у них дивные голоса, и они поют на пирах богов гармоничные песни, увеселяя богов. Они поют также о божественных обязанностях обитателей Олимпа и о великих не­преодолимых законах природы. Музы вдохновляют поэта и влагают песни в его душу. «Когда эти дочери великого Юпитера хотят наделить смертного талантами, они, лишь только избранник их родится, начинают кормить его нежной небесной росой, и из уст его льются слова сладкие, как мед» (Гесиод). Они покровитель­ствуют поэтам и певцам, которые признают, что только им они обязаны своими талантами, и наказывают дерзких, воображающих, что могут состязаться с ними в пении. Им воздавались большие почести, и культ их был распространен повсюду. Для того чтобы понять, почему их так почитали, надо вспомнить, что в древ­ние века поэзия являлась могущественным фактором цивилизации. Впоследствии распространили влияние муз на все отрасли искусства и наук; каждой из них отвели определенный круг деятельности, и каждой придали особенные, отличительные атрибуты. Клио, муза истории, изображалась со свертком пергамента в руке; Каллиопа, муза эпоса, в мечтательной позе держит в руках навощённые дощечки и острую палочку (stylos). Трагическая маска, вакхический венок, котур­ны — вот отличительные признаки Мельпомены, музы трагедии; иногда ей придают атрибуты Геркулеса для выражения ужаса, а вакхический венок должен напо­минать, что трагедии разыгрывались впервые на празд­нествах Вакха (Диониса). В Лувре находится пре­красная античная статуя Мельпомены (рис. 104). Терпсихора — муза танцев, она увенчана лаврами и ударяет по струнам большой лиры вроде арфы, оживляя и вдохновляя этими звуками танцующих (рис. 105). Комическая маска, венок из плюща, пастуший посох, тимпанон (род гуслей) — обычные атрибуты Талии, музы комедии и буколической поэзии. Эрато — муза любовной поэзии и мимики, она держит в руках легкую, небольшую лиру; очень часто рядом с ней изображали Эрота (Амура) (рис. 106). Эвтерпа изо­бражалась всегда с флейтой, она — муза лирической поэзии и музыки. Полимния, или Полигимния,— муза красноречия и гимнов, у нее нет никаких атрибутов, но ее легко узнать среди ее сестер по задумчивому взгляду и по тому, что она опирается на скалу. Наконец, Ура­ния— муза звездоведения (астрономии), у ног ее нахо­дится глобус, а в руках — палка-радиус, который упот­реблялся древними астрологами для указывания звезд, видимых на небесном своде.


Музы, так же как и Аполлон, не оставляли без­наказанными тех, кто осмеливался с ними состязаться. У царя македонского Пиера было 9 дочерей, которые так гордились своими музыкальными способностями, что решились вызвать муз на состязание; они стали воспевать бой богов с великанами, осмеивая первых за то, что многие из них превратились в зверей, чтобы спастись от страшного Тифона. Слыша это, музы и их спутницы пришли в негодование, но так как нимфы всей страны были приглашены на это состязание, то пришлось и музам петь. Каллиопа, настроив свою лиру, запела о таинственном похищении Персефоны и о горе Деметры. Нимфы единогласно признали ее победитель­ницей, но пиэриды не захотели признавать решения тех самых нимф, которых они же избрали своими судьями, и забылись до того, что пытались ударить божественных муз. Кара не замедлила воспоследовать: они были превращены в сорок. Сохранив и в этом виде их врожденную болтливость и тщеславие, они стали оглашать леса и поля своими резкими криками. Этот миф прекрасно характеризует страстность и озлобление соперничествующих между собой художественных школ.


Рис.104.  Муза Мельпомена. С античной статуи. Париж, Лувр.

Рис.104. Муза Мельпомена. С античной статуи. Париж, Лувр.




1 2