Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Казнь Марсия очень часто воспроизводилась ху­дожниками. В Лувре находится прекрасная античная статуя, изображающая Марсия, привязанного за вы­тянутые руки к дереву; под ногами у него голова козла (рис. 103). Состязание Аполлона с Марсием послужило также сюжетом для многих картин; из новейших пользуются известностью картины Рубенса. Соперниче­ство между Западом и Востоком проявлялось в мифах в самых разнообразных формах, но чаще всего в виде музыкального состязания. Миф о Марсии оканчивается очень жестоко, что вполне соответствует диким нравам первобытных народов. Впрочем, и последующие поэты как будто не поражаются жестокости, проявленной богом музыки. Комические поэты очень часто выводят Марсия в своих произведениях. Он является у них типом самонадеянного невежды. У римлян этому мифу было придано совершенно иное значение: его при­знавали за аллегорию неумолимого, но справедливого правосудия, и вот почему его так часто воспроизводят на памятниках искусства. Статуи Марсия ставились на всех площадях, где происходили судьбища, и во всех римских колониях — в зданиях судов.


Подобное же состязание, но окончившееся более легким и остроумным наказанием, состоялось между Аполлоном и Паном. Все присутствовавшие на нем высказались за игру Аполлона и признали его по­бедителем; один только Мидас оспаривал это решение. Мидас был тот самый царь, которого боги уже однажды покарали за его непомерную жадность к золоту. Теперь же разгневанный Аполлон за непрошеную критику превратил его уши в длинные ослиные. Мидас тщатель­но их скрывал под фригийским колпаком; один только брадобрей знал об этом, и ему было , запрещено под страхом смертной казни говорить об этом кому бы то ни было. Но тайна эта страшно тяготила душу болтливого брадобрея; он отправился на берег реки, выкопал яму, и несколько раз произнес, наклоняясь над ней: «У царя Мидаса ослиные уши»; затем, тщательно закопав яму, он ушел облегченный домой. Но на том месте выросли тростники, и они, колеблемые ветром, шептали: «У ца­ря Мидаса ослиные уши», и тайна эта стала известна всей стране. В Мадридском музее находится картина Рубенса, изображающая «Суд над Мидасом».




1 2