Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2

Лира (кифара) Аполлона

Лавры, которыми венчают поэтов и победите­лей, обязаны своим происхождением превра­щению нимфы Дафны в лавровое дерево. Об этом сло­жился следующий миф: гордясь только что одержанной победой над Пифоном, Аполлон встречает сына Вене­ры — Эрота (Купидон, Амур), натягивающего тетиву своего лука, и подсмеивается над ним и его стрелами. Тогда Эрот решает отомстить Аполлону; в его колчане находятся различные стрелы: одни вселяют в раненном ими любовь и страстное желание, другие же — отвращение. Бог любви знает, что в соседнем лесу живет прелестная нимфа Дафна; он знает также о том, что Аполлон должен пройти через этот лес, и он ранит насмешника стрелой любви, а Дафну стрелой отвраще­ния. Лишь только Аполлон увидал прекрасную нимфу, он тотчас же воспылал любовью к ней и подошел к ней, чтобы рассказать ей о своей победе, надеясь таким образом победить ее сердце. Видя, что она не слушает его, он, желая во что бы то ни стало прельстить ее, стал ей говорить, что он — бог солнца, почитаемый всей Гре­цией, могущественный сын Юпитера, целитель и благо­детель всего рода человеческого. Но нимфа, чувствуя к нему отвращение, быстро убегает от него; она пробирается сквозь чащу лесов, перепрыгивает через камни и скалы; Аполлон следует за ней, умоляя выслушать его. Наконец Дафна добирается до реки Пеней; она просит речного бога, ее отца, лишить ее красоты и тем спасти от преследований ненавистного ей Аполлона. Речной бог внял её просьбам: она начинает чувствовать, как члены ее немеют, тело покрывается корой, волосы превращаются в листья, ноги ее при­растают к земле: она превратилась в лавровое дерево. Прибежавший Аполлон дотрагивается до дерева и слы­шит еще биение ее сердца. Он из веток дерева сплетает венок и украшает им свою золотую лиру — кифару. В Геркулануме сохранилось несколько живописных изображений превращения Дафны. Из новейших художников скульптор Кусту изваял две прекрасные статуи, изображающие бегущую Дафну и преследующе­го ее Аполлона. Обе эти статуи находятся в Тюильрийском саду (рис. 101). Из живописцев писали картины на этот сюжет Рубенс, Пуссен и Карло Маратта. Современные исследователи мифов полагают, что Даф­на олицетворяла зарю; поэтому древние греки, желая выразить, что заря скрывается (гаснет), лишь только появляется солнце, поэтически говорят: прекрасная Дафна убегает, лишь только Аполлон хочет к ней приблизиться.


Аполлон, в свою очередь, отверг любовь нимфы Клитии. Несчастная, страдая от его равнодушия, про­водила дни и ночи в слезах, не принимая никакой пищи, кроме росы небесной. Глаза ее были постоянно устремлены на солнце и следили за ним до заката. Мало-помалу ноги ее превратились в корни, а лицо — в цветок подсолнечника, который и до сих пор продолжает повертываться к солнцу: даже и в этом виде нимфа не перестает любить лучезарного Аполлона.


Рис.101.  Дафна. Аполлон. Статуи Гильома Кусту. Париж.

Рис.101. Дафна. Аполлон. Статуи Гильома Кусту. Париж.


Лира (кифара) — всегдашняя спутница Аполлона, бога гармонии и поэтического вдохновения, и, как таковой, он носит наименование Аполлона Мусагета и изображается художниками увенчанным лаврами, в длинной ионической одежде и с лирой в руках (рис. 102). Лира, точно так же, как колчан и стрелы,— его отличительный признак. Для греков лира была инстру­ментом, олицетворяющим национальную музыку, в противоположность флейте, олицетворявшей фригийскую музыку.


Рис.102.  Аполлон Мусагет. С античной статуи. Рим.

Рис.102. Аполлон Мусагет. С античной статуи. Рим.


Фригийский силен Марсий нашел флейту, которую бросила Афина, увидав однажды, как искажается ее лицо, когда она на ней играет. Марсий довел искусство игры на флейте до высокого совершенства. Гордясь своим талантом, он осмелился вызвать Аполлона на состязание, и было решено, что побежденный будет совершенно во власти победителя. Музы были выбраны судьями этого состязания; они решили в пользу Аполлона, одержавшего, таким образом, победу. Он привязал побежденного Марсия к дереву и содрал с него кожу. Сатиры и нимфы пролили столько слез о несчастном фригийском музыканте, что из этих слез образовалась река, названная потом его именем. Апол­лон приказал повесить кожу Марсия в пещере, в городе Келены. Предание рассказывает, что она трепетала как бы от радости, когда в пещере раздавались звуки флейты, и оставалась неподвижной, когда играли на лире.


Рис.103.  Марсий. С античной статуи. Париж, Лувр.

Рис.103. Марсий. С античной статуи. Париж, Лувр.




1 2