Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

Эдип, желая узнать, почему боги так карают фиванцев, послал спросить об этом дельфийского оракула, который ответил, что несчастия и беды прекратятся только тогда, когда они изгонят из своей страны убийцу царя Лая. Получив такой ответ, Эдип тотчас же принялся разыскивать повсюду убийцу, ужасаясь при мысли о том, что один человек может навлечь на страну столько бедствий. Он издал следую­щее повеление: «Кто бы ни был этот человек, я запре­щаю каждому жителю страны, где я царствую, прини­мать его, говорить с ним, дозволять ему приносить священные жертвы, подавать ему очищающую воду. Пусть все изгонят его из своих жилищ, ибо он бич страны, - так повелел мне оракул бога, почитаемого в Дельфах, и, поступая так, я повинуюсь богу и мщу за смерть царя. Я проклинаю тайного преступника, и пусть он изгнанником влачит свою несчастную жизнь вдали от родины» (Софокл).


Все поиски оказались, однако, напрасными; тогда Эдип посылает за слепым прорицателем Тиресием, обладающим даром понимать даже голоса птиц. Но Тиресий колеблется открыть царю истину, несмотря даже на его угрозы. Эдип, припоминая совершенное им убийство незнакомого старика по дороге в Фивы, начинает подозревать, не он ли сам — убийца Лая; он призывает спасшегося тогда раба, начинает его до­пытывать и узнает страшную истину, а также и свое происхождение. Иокаста слышит слова раба; объятая ужасом, спешит она в свои покои и убивает себя. Эдип, узнав об этом, идет к ней, снимает с нее золотые пряжки и ими выкалывает себе глаза. Сыновья его, Этеокл и Полиник, желая завладеть престолом, про­гоняют несчастного слепого, который, лишенный всего, даже средств к пропитанию, отправляется вместе с дочерью Антигоной, не покинувшей его в несчастии, искать приюта в чужой стране.


Антигона трогательно заботится о слепом отце; она — его единственная поддержка в изгнании, и имя ее является даже и в наши дни синонимом детской любви. Эдип находит наконец пристанище у Тесея, а между Этеоклом и Полиником возгорается страшная вражда; каждый из них хочет завладеть престолом отца. Для того чтобы положить конец этим распрям, они обратились к дельфийскому оракулу, который ответил, что престол останется за тем, кто вернет в страну изгнанного Эдипа. Сыновья тотчас же послали за ним, умоляя его вернуться, но Эдип ответил им следующим образом: «Сыновья мои могли мне когда-то помочь, но не сделали этого, и я должен был скитаться нищим и изгнанником. Мои дочери, насколько им позволяет слабость, присущая их полу, добывают мне пищу и окружают меня своими попечениями. Сыновья же предпочли меня изгнать и овладеть престолом. Никогда не возвращусь я к ним; пусть они не рассчитывают на это, и никогда не владеть им мирно царством Кадма. Пусть боги никогда не прекращают распрей тех, кто допустил изгнание отца, не защитив его» (Софокл). Эдип проклял своих сыновей и умер в Аттике; по словам Павсания, его могила находилась невдалеке от Афин.




1 2 3