Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1 2 3

Когда Эдип из ребенка превратился в юношу, он однажды на пиру услыхал, как один из присутствую­щих назвал его найденышем. Тогда он принялся расспрашивать Полиба и Меропу, но они не захотели открыть ему тайны его происхождения, и Эдип решил обратиться к дельфийскому оракулу, прося Аполлона на­звать его отца. Но бог также не открыл ему его происхож­дения, а предсказал ему, что он убьет родного отца и же­нится на родной матери, будет иметь от нее детей и станет, таким образом, родоначальни­ком несчастного и преступно­го рода.


Рис.99.  Сфинкс. С античной монеты.

Рис.99. Сфинкс. С античной монеты.


Напуганный этим предска­занием, Эдип не решился вернуться к тем, кого продолжал считать своими родителями, надеясь, что таким образом избегнет предопределения судьбы. Он отправился в Фи­вы; по дороге, в одном узком проходе, он встретился с ко­лесницей неизвестного ему отца его, Лая. Возница, управ­лявший лошадьми колесницы, громко и дерзко приказывает Эдипу сойти с дороги, но он не слушается этого приказания, и между ними возгорается борьба, в которой принимает участие и Лай. Эдип убивает его и становится, таким образом, ничего не подозревая, убийцей своего отца. Только один из рабов, сопровождавших несчастного царя фиванского, избежал смерти: это был тот самый пастух, которому было поручено отнести Эдипа на вершину Киферона. Он возвратился в Фивы и, стыдясь сознаться, что их победил один человек, рассказал, что на них напали разбойники и убили царя.


Но фиванцам было не до того, чтобы искать и преследовать этих убийц: ужасный Сфинкс, сын Эхидны и Тифона, по повелению Марса, оскорбленного фиванцами, поселился на скале, у проезжей дороги, задавал всем прохожим загадки и убивал всех не сумевших их разгадать. Много людей уже погибло таким образом, ужас объял всю страну, все жители города облачились в траурные одежды. Тогда Креонт, брат царицы Иокасты и правитель царства после смерти Лая, объявил, что отдаст тому, кто избавит страну от Сфинкса, престол и руку овдовевшей царицы. Является Эдип, и чудовище задает ему следующую загадку: какое это животное, которое ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех? «Это человек,— ответил ему Эдип,— в детстве он ползает на четверень­ках, затем ходит на двух ногах, а под старость опирает­ся на палку — вот его третья нога». Побежденный Сфинкс бросился со скалы в море и скрылся навсегда.


Рис.100.  Эдип перед Сфинксом. С античной камеи.

Рис.100. Эдип перед Сфинксом. С античной камеи.


Надо полагать, что этот греческий мифологический Сфинкс есть как бы воспоминание о египетском Сфинксе, хотя искусство изображает его в совсем ином виде. На монетах он является в виде крылатой львицы с головой и грудью женщины (рис. 99). На одной античной камее изображен Сфинкс сидящим на скале; перед ним стоит Эдип, отвечающий на его вопросы; человеческие кости, разбросанные кругом, красноречи­во напоминают о том, что ожидало несчастных, не разгадавших загадок (рис. 100). Из новейших художни­ков Энгр написал на эту тему прекрасную Картину.


Эдип стал, таким образом, царем фиванским и му­жем своей матери; от этого брака рождаются четверо детей. Проходит несколько лет счастливого царствова­ния Эдипа; народ, видя в нем мудрого и доброго царя, любит и почитает его. Но боги не могут оставить безнаказанно преступления; они уж и то слишком долго дозволили отцеубийце занимать престол его отца. Карающий Аполлон насылает мор и голод на страну; народ обращается к Эдипу, избавившему его от Сфинкса, прося избавить и от этих бед. Главный жрец храма Юпитера от лица всего народа умоляет Эдипа спасти всех, он говорит: «Ты видишь, толпы окружают твой дворец; смотри, тут и дети, едва умеющие стоять на ногах, тут старцы, согбенные под гнетом лет, и цвету­щая юность. Остальной твой народ, неся оливковые ветви в руках, направился в храмы Афины-Паллады и Аполлона молить о пощаде, потому что на наш город обрушилась буря и он затоплен морем крови. Смерть поражает зародыши плодов в недрах земли, она поражает стада и губит детей во чреве матери. Страшное и враждебное божество Чума опустошает нашу страну и уничтожает народ, а мрачный Плутон обогащается нашими слезами и стонами. Ты, избавив нас с помощью богов от жестокого Сфинкса, стал с тех пор нашим защитником; мы и теперь умоляем тебя, Эдип, спаси нас от всех этих бед» (Софокл).




1 2 3