Мифы в искусстве Греции


Мифы в искусстве Греции
Юпитер (Зевс)
Юнона (Гера)
Судьба, или рок
Сон и Смерть
Ад (Тартар)
Совесть
Нептун (Посейдон) и его свита
Полифем и Галатея
Реки
Нимфы
Мореплавание
Церера (Деметра)
Аполлон
Треножник Аполлона
Лира (кифара) Аполлона
Музы
Орфей
Стрелы Аполлона
Аполлон и Эскулап
Гелиос, или солнце
Диана (Артемида), сестра Аполлона
Кастор и Поллукс (Диоскуры)
Вулкан, или Гефест
Прометей
Дедал
Минерва (Афина-Паллада)
Горгоны и Персей
Марс (Арес)
Венера (Афродита)
Адонис и грации
Амур или Эрот, или Купидон
Гермес (Меркурий)
Пан
Веста (Гестия)
Вакх (Дионис)
Силен. Кентавры
Рождение и воспитание Вакха
Героический, или мистический, Вакх
Геркулес, или Геракл
Двенадцать подвигов Геракла (Геркулеса)
Другие подвиги Геракла (Геркулеса) и его апофеоз
Тесей
Начало Троянской войны. Яблоко раздора
Похищение Елены


1

Аполлон

Аполлон и Артемида (Диана) были детьми Юпитера и титанки Латоны (Лето). Ревнивая Юнона, преследуя Латону, упросила Гею (Землю) не давать ей нигде пристанища и таким образом помешать ей произвести на свет Аполлона и Диану. Но Нептун из сострадания к Латоне выдвинул из моря остров Делос, который, не прикрепленный к морскому дну, плавал по морю и, как не принадлежащий к материку, не находился под властью Геи. И тут-то в продолжение девяти дней и ночей Латона испытывала ужасные мучения, а жестокая Юнона не отпускала к ней на помощь своей дочери Илифии, богини родов. Наконец все богини Олимпа сжалились над несчастной и послали легконогую Ириду (радуга) умолять Илифию прийти помочь Латоне. Лишь только богиня родов прибыла на остров Делос, как тотчас же появил­ся на свет Аполлон, а затем Артемида. Прекрасный эскиз Флаксмена изображает Илифию, стоящую перед Латоной, которая держит на коленях своих детей (рис. 92).


Мстительная Юнона не может никак простить Латоне того, что она своей красотой прельстила Юпитера, и продолжает ее преследовать и после рождения детей; она подговаривает страшного дракона Пифона, сына Геи, не давать покоя несчастной Латоне, которая спасается от него бегством, неся на руках своих детей. На одной античной вазе Пифон изображен в виде огромной змеи, почти настигающей убегающую Латону (рис. 93). Не находя нигде пристанища, Латона, спасаясь постоянно от новых преследований Юноны, прибыла в Карию. Мучимая сильной жаждой, она подошла к озеру с намерением утолить ее, но поселяне, прибежавшие с соседних полей, не позволили ей напиться и велели тотчас же уходить. Напрасно упрашивала она, хотя бы ради детей, позволить ей зачерпнуть хоть несколько капель воды, они не поддались на ее просьбы, а стали гнать, угрожая ей палками. Тогда гнев овладел Латоной; вспом­нив, что она — богиня и может своей властью покарать жестоких людей, она превращает их в лягушек. Рубенс и Альбани написали на эту тему прекрасные картины; одна из них находится в Мюн­хене, а другая в Лувре. Скульпторы также пользовались не раз этим сюжетом, воспроизводя его в группах, украша­ющих фонтаны и бассейны.


Рис.92.  Аполлон, Диана и Латона. По Флаксмену.

Рис.92. Аполлон, Диана и Латона. По Флаксмену.


Аполлон называется Фебом (лучезарный), когда он оли­цетворяет солнце. Стрелы Аполлона пролетают огромное пространство, потому что солнце раскидывает свои лучи очень далеко; он — бог-прорицатель, потому что солнце, освещая свой путь, должно видеть все, что произойдет и происходит; он — покровитель муз и бог вдохновения, потому что солнце, неизменно совершая свой путь, устанавливает этим и поддерживает гармонию всей природы; он — бог-исцелитель, потому что солнце исцеляет болезни своим благодатным теплом. Аполлон, как олицетворение солнца, является в древних мифах самым прекрасным из богов; он — победитель тьмы и злых духов, бог света и жизни; он — друг и по­кровитель всего прекрасного и доброго и ненавидит все нравственно скверное, все нечистое и безобразное в природе.


Рис.93.  Латона, преследуемая змием Пифовом. С античной живописи на вазах.

Рис.93. Латона, преследуемая змием Пифовом. С античной живописи на вазах.


Искусство изображало его в самых разнообразных видах. Самые примитивные его изображения — кониче­ские столбы, поставленные на больших дорогах. Эти столбы напоминали о нем как о боге — покровителе и исцелителе; повешенное на них оружие указывало на то, что он — бог-мститель, награждающий и наказываю­щий; когда же столбы украшались лирами, они должны были изображать Аполлона как бога гармонии, воз­вращающего покой тревожным душам. Тип Аполлона Амиклейского, воспроизведенный на старинных моне­тах, может дать наглядное понятие о том, какие были первые изображения этого бога в эпоху архаическую (рис. 94). В последующие эпохи тип этот сильно изменяется: Аполлон всегда изображается с длинными кудрями, разделенными посреди пробором, выражение лица открытое, энергичное, гордое и вместе с тем неж­ное, формы стройные, гибкие, выражают силу и здоровье. Его изображают безбородым и вечно юным, потому что солнце никогда не стареет. На одной из много­численных античных статуй, сохранившихся до наших дней, он изображен опирающимся о ствол дерева, по которому ползет ящерица (рис. 95), потому что первые теплые лучи солнца пробуждают ящерицу от спячки. На другой — не менее знаменитой — статуе он пред­ставлен держащим лиру в руках, а подле него стоит грифон, изображение которого часто встречается рядом с фигурой Аполлона (рис. 96).


Рис.94.  Аполлон Амиклейский. С античной монеты.

Рис.94. Аполлон Амиклейский. С античной монеты.


Рис.95.  Аполлон с ящерицей. С античной статуи.

Рис.95. Аполлон с ящерицей. С античной статуи.


Рис.96.  Аполлон с грифоном. С античной статуи.

Рис.96. Аполлон с грифоном. С античной статуи.




1